Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи
2017 год
Гаранина, Л. А. Региональный аспект проблемы конвергенции и дивергенции образовательных маршрутов детей с речевыми нарушениями [Текст] / Л. А. Гаранина, Е. Н. Российская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 1. – С. 21–31. В статье освещается Курская региональная специфика построения и реализации образовательных маршрутов обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в различных институциональных условиях. |
Грибова, О. Е. Практика определения варианта образовательной программы детей с первичной речевой патологией [Текст] / О. Е. Грибова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 7. – С. 4–11. Рассматривается проблема определения образовательного маршрута детей с первичной речевой патологией раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Описаны группы детей с различными проявлениями речевых нарушений и даны рекомендации по вариантам их обучения. |
Максименко, О. Лягушка Клава: логопедическая игрушка [Текст] / О. Максименко // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1. – С. 74–76. Описаны варианты артикуляционной гимнастики с помощью логопедической игрушки-пособия «Лягушка Клава». Фонд СГПИ |
Мурашова, И. Дифференциация видов логопедической диагностики [Текст] / И. Мурашова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 7. – С. 64–75. В статье рассматривается проблема определения чётких критериев тяжёлых нарушений речи дошкольников и дифференциации разных видов диагностики нарушений речевого развития обучающихся в дошкольной организации; описываются линии логопедического обследования по возрастам, даётся алгоритм индивидуальной оценки качества результатов логопедической работы. Фонд СГПИ |
Нурлыгаянов, И. Н. Социальные представления о дружбе у лиц с нарушением слуха в юношеском возрасте [Текст] / И. Н. Нурлыгаянов // Дефектология. – 2017. – № 1. – С. 31–37. Представлен анализ содержания социальных представлений о дружбе у лиц с нарушением слуха в юношеском возрасте. Автором предложена программа исследования социальных представлений о дружбе, в частности раскрыто обыденное понимание дружбы, выделены качества, способствующие установлению дружеских отношений, описаны привычки, характерные для друзей. Эмпирическим путём выделены прототипы друзей в репрезентациях лиц с нарушением слуха: «друг-последователь», «друг-психолог», «друг-лидер», «друг-товарищ». |
Рожкова, Л. А. Специфика функциональной организации систем межполушарного взаимодействия при нарушениях речевого развития у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Рожкова // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 19–28. Исследованы показатели межполушарной когерентности ЭЭГ спокойного бодрствования у детей в возрасте от 4 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья. Установлено, что выборка детей с нарушениями речевого развития отличается сниженностью (по сравнению с группой без речевых расстройств). |
Самойлюк, Л. А. Содержание и приёмы работы психолога в коррекционной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Л. А. Самойлюк // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 5. – С. 26–32. Представлен опыт работы специального психолога в коррекционной школе для детей с тяжёлыми нарушениями речевого развития. Описано содержание направлений работы, приведены примеры продуктивных методов, приёмов и форм работы. |
Соколова, Т. В. Персонификация в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. В. Соколова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 8. – С. 18–22. Представлено обоснование персонификации логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Обозначены соответствующие научные позиции авторов относительно персонификации в области дифференциальной диагностики, коррекционно-развивающего воздействия, профилактики системных последствий недоразвития речи у детей. Определены направления дальнейшего развития обозначенной проблемы персонификации логопедической работы. |
Томме, Л. Е. Особенности представлений о времени детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Л. Е. Томме // Дефектология. – 2017. – № 4. – С. 48–60. Представлены результаты исследования представлений дошкольников с недоразвитие речи о частях суток и временах года. Изучалось мнение устанавливать последовательность временных отрезков и квалифицировать их по существенным признакам, исследовалась специфика речевого опосредования временных представлений детьми данной категории. |
Филатова, Ю. О. Консультативная помощь родителям дошкольников с заиканием в процессе логопедической коррекции [Текст] / Ю. О. Филатова, Е. С. Шишова // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 36–44. В статье проанализированы отечественные и зарубежные методики преодоления заикания у дошкольников с вовлечением родителей в процесс коррекции. Представлен анализ логопедической и консультативной работы с детьми дошкольного возраста с невротической и неврозоподобной формами заикания, проводимой с участием родителей. |
Филичева, Т. Б. Актуальные проблемы дифференциальной диагностики речевых нарушений у детей-инофонов [Текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова // Дефектология. – 2017. – № 2. – С. 22–33. В статье рассматриваются концептуальные положения диагностики речевой патологии у учащихся-инофонов. Определены задачи, принципы, методы, содержание и организация процедуры обследования речи детей-инофонов на разных этапах их обучения. |
Филичева, Т. Б. Состояние речеязыковых процессов у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Т. А. Гарёва // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 12–18. В предлагаемой статье рассматриваются значимые вопросы диагностики речеязыковых процессов у детей со стертой дизартрией. Обоснованы подходы к разработке расширенной диагностической программы, объединяющей вербальные и моторные параметры обследования детей. Определены задачи, принципы, методы, содержание и организация процедуры обследования речи детей со стертой дизартрией. Сформулированы выводы об уровнях коморбидности речевых и моторных проявлений у детей со стертой дизартрией. |