План
детско-юношеского зала «Выбор» (ДЮЗ) на 2020 год
Цель работы ДЮЗ : формирование мотивации чтения, организация развивающих маршрутов для детей и юношества и активное вовлечение их в культурно-просветительскую деятельность библиотеки.
За период функционирования зала есть определенные наработки и аналитические итоги. Как показал опыт, проекты, реализованные в ДЮЗ, позволяют создавать и осваивать новые информационно-библиотечные технологии, наиболее эффективно использовать библиотечные ресурсы, активно взаимодействовать с заинтересованными партнерами. В результате проекты превращаются в книжный фактор, который предопределяет успех и расширение знаний по литературе различных форматов.
Следует отметить, что успешная реализация возможна лишь при условии систематической работы, заинтересованности как родителей и детей, так и библиотекарей в самом процессе воспитания. Очень большую роль играет общение с родителями, сопровождающим детей в библиотеку, и разъяснение родителям важности систематического чтения для гармоничного развития ребенка. Во время индивидуальных бесед путем подбора нужной именно этой семье литературы, соответствующей ее потребностям и видению всестороннего развития ребенка в условиях семьи, достигается наибольший положительный результат.
Работа ведется как в зале библиотеки, так и с выходом в специализированный детский сад и школу с инклюзивным образованием. Фонды библиотеки в целом удовлетворяют потребности читателей в книге, предлагая издания в современном полиграфическом исполнении.
Деятельность развивается в двух направлениях: психологическая помощь детям и родителям и культурно-досуговая работа с коррекционно-развивающими занятиями для детей. За последние годы в отделе увеличилось количество молодых читателей. Эта категория требует особого внимания и отношения.
Мероприятия для детей и молодежи планируются и проводятся в рамках тематических модулей, что позволяет успешно организовать развивающие маршруты для детей и юношества с инвалидностью.
В работе ДЮЗ выделены следующие направления:
- Цикл занятий по библиотерапии, формированию мотивации культуры чтения «Я с книгой открываю мир»
- Психолого-педагогическая поддержка детей и молодежи «Ты и я»
- Семейная консультационная служба «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»
- Патриотическое воспитание «Память и Слава»
- Кино-клуб «Кино без барьеров».
- Игротерапия для молодых инвалидов различных категорий «Дебют»
Приоритетной группой читателей библиотеки, являются:
- Дети с нарушением зрения и имеющие инвалидность по зрению
- Дети, имеющие сопутствующие заболевания
- Дети, находящиеся в пограничном состоянии
- Молодые инвалиды с полиорганными нарушениями здоровья
С учетом возрастных особенностей читателей разработан модуль, включающий актуальные вопросы активизации чтения, который сосредоточил внимание на работе с детьми и молодыми читателями.
Цель : формирование мотивации культуры чтения у детей и молодежи с альтернативными возможностями в библиотеке и в семье.
Основными задачами по формированию мотивации культуры чтения у детей являются:
- разъяснение родителям важности систематического чтения для гармоничного развития ребенка.
- популяризация лучших образцов литературы для детей и юношества;
- индивидуальная работа с детьми, особый акцент на читателей среднего и старшего возраста;
- изучение читательских интересов молодых инвалидов;
- внедрение интегрированных форм привлечения к чтению;
- активизация семейного чтения;
- предоставление родителям информационной поддержки по вопросам чтения детей;
- проведение акций в поддержку чтения.
Благодаря реализации модуля «Я с книгой открываю мир», ребенок получает умение выбирать книги для семейного чтения, распознавать книги по жанру, учить и рассказывать стихи, слушать, пересказывать произведения, вести себя в социуме.
Есть интересные находки и в плане проведения внеклассных чтений. Объединенные целью ознакомления детей с лучшими произведениями мировой детской литературы, учителя и библиотекари проводят совместные уроки. Не секрет, что читательский багаж современных школьников достаточно ограничен. Библиотека выполняет просветительскую работу, раскрывая детям известные книги, которые надо обязательно прочитать. Так, в разные годы были проведены циклы «Литературная линейка», «Дружим с книгой», «На книжных парусах в лето», «Летний читальный зал», «В гостях у сказки», «Позитивное чтение».
Спектр совместной работы с различными организациями города весьма разнообразен. С большим удовольствием библиотекари принимают участие в проведении занятий по библиотерапии в МБОУ СОШ № 19 и МБДОУ детский сад комбинированного вида № 45. Мероприятия в рамках модуля всегда превращаются в настоящие праздники чтения, полезного и веселого общения, творческого вдохновения.
Продолжением такой работы стало совместное создание рекомендательных списков для летнего чтения. Учитывая «Требования школьных программ», читательские интересы учащихся, пожелания родителей и наличие в фонде библиотеки нужной (не менее пяти экземпляров) литературы, которую желательно прочитать во время летних каникул в цикле «Летом читаем, скуки не знаем».
Библиотека стремится, чтобы чтение детей было сбалансированным с использованием книг специальных форматов и применением новых технологий чтения. Использование игровых форм - важное средство стимулирования читательской активности младших школьников. Книга дает прекрасную возможность раскрыть творческие способности детей и молодежи, поэтому особой популярностью и любовью пользовались театрализованные мини спектакли по произведениям, вошедшим в фонд золотой литературы.
Исследование читательских интересов показывают, что книги определенной тематики очень интересуют современных детей и вышли на первое место среди их предпочтений. С 2007 года берет начало целый ряд интересных мероприятий, рассчитанных на умение детей пользоваться книгами для того, чтобы найти ответы на свои многочисленные вопросы. В библиотечной интерпретации они переплетаются, трансформируются, получают новую окраску. Как правило, интеллектуальные игры и викторины становятся апофеозом библиотечных занятий, способствующих развитию читательской культуры.
Модуль « Я с книгой открываю мир»
Название мероприятия |
Цель мероприятия |
Участники мероприятия |
Срок проведения |
Урок открытие «Мифландия и мифические животные» по повести Джеральда Даррелла «Говорящий сверток» |
Познакомить учащихся с удивительной жизнью Джеральда Даррелла, натуралиста, путешественника, рассказчика, юмориста, |
Дети младшего школьного возраста в МБОУ СОШ № 19 |
январь |
Акция к Международному дню книгодарения «Книжная вселенная» |
Формирование у детей и взрослых потребности в книге и чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании. |
Молодые инвалиды различных категорий |
февраль |
Литературный утренник «Вместе почитаем, вместе поиграем» к юбилею детской поэтессы Ирины Токмаковой |
Познакомить с жизнью и творчеством Ирины Токмаковой |
Дети младшего школьного возраста в МБОУ СОШ № 19 Дети подготовительной к школе группы МБДОУ детский сад комбинированного вида № 45 |
Март, апрель |
Громкие чтения «Одиссея Рафаэля Сабатини» к юбилею писателя |
Научить эмоционально воспринимать содержание приключенческих романов |
Молодые инвалиды различных категорий |
июнь |
Цикл бесед в период детских летних чтений «Летом читаем, скуки не знаем!»
|
Познакомить детей с книгами адаптированных форматов, рассказать о технологии изготовления книг для незрячих людей. А также включение чтения в структуру досуга детей |
Дети и подростки |
Июнь, июль, август |
«Литературное путешествие с Робинзоном Крузо» к юбилею английского писателя Даниеля Дефо |
Формирование интереса к познанию окружающего мира и приключенческой литературе |
Молодые инвалиды различных категорий |
август |
Внеклассное чтение «Волшебник из страны детства» к юбилею итальянского детского писателя, Джанни Родари |
Познакомить с жизнью и творчеством Дж. Родари на примере его произведений |
Дети младшего школьного возраста в МБОУ СОШ № 19 |
октябрь |
Библиотечный час «Добрые уроки грустной повести» к юбилею писателя Гавриила Николаевича Троепольского |
Воспитать у учащихся чуткое, бережное отношение к собакам как к лучшим представителям «братьев наших меньших». |
Дети младшего школьного возраста в МБОУ СОШ № 19 |
ноябрь |
Театр у микрофона «Гений чудачества» к юбилею детского писателя и поэта Даниила Ивановича Хармса |
Познакомить с жизнью и творчеством Даниила Хармса, реализовать возможности в театрализованном действии, пении и декламации |
Молодые инвалиды различных категорий |
декабрь |
Игра-путешествие в «Сказочные джунгли Киплинга» |
Познакомить с природой индийских джунглей, сформировать положительное отношение к персонажам-животным книг Киплинга |
Дети младшего школьного возраста в МБОУ СОШ № 19 |
декабрь |
Киноклуб «Кино без барьеров»
«Путешествуй, знай, мечтай!»
Цель киноклуба объединяет несколько аспектов:
- просмотр художественных и документальных фильмов об окружающем мире и проведение дискуссий с молодыми инвалидами различных категорий
- развитие читательской активности через сочетание традиционных и мультимедийных форм донесения информации;
- активизация жизнеутверждающих принципов у людей с инвалидностью;
Этот интегрированный проект для молодых инвалидов различных категорий оказался очень удачным. Его девиз - «Смотрим. Читаем. Размышляем».
Известно, что дети и молодежь активно воспринимают информацию визуально, большинство современных читателей не представляет своей жизни без мультимедийных средств. Положительным примером является то, что к чтению книги часто побуждает просмотр художественного фильма или мультфильма. Эти факторы и мотивировали специалистов библиотеки на открытие киноклуба. Молодые инвалиды могут посмотреть лучшие фильмы и мультфильмы, созданные по книгам, услышать интересную информацию об авторе книги, принять участие в викторине или игре. Такое сочетание книги и аудиовизуальной продукции стимулирует интерес к чтению. В течение действия «киноплощадки» значительно возросла её популярность, получены положительные отзывы о ней. В продолжение мы предлагаем провести в 2020 году следующие киносеансы:
Название мероприятия |
Цель мероприятия |
Участники мероприятия |
Срок проведения |
Документальный фильм ВВС «Эти загадочные животные», посвященный дню заповедников и национальных парков (11 января) |
Познакомить с животным миром планеты. |
Молодые инвалиды различных категорий |
январь |
Документально - этнографический фильм «Люди величиной с кулак» |
Просмотр фильма о быте, традициях и устоях пигмейского племени |
Молодые инвалиды различных категорий |
март |
Документальный фильм «Океаны» |
Просмотр фильма Жака Перрена о загадочных обитателях океанов |
Молодые инвалиды различных категорий |
июль |
Документальный фильм ВВС «Индия» |
Просмотр фильма Майкла Вуда об удивительной и загадочной стране Индии |
Молодые инвалиды различных категорий |
октябрь |
Документальный фильм «Всемирная история живописи» |
Посмотрев фильм, мы совершим путешествие по знаменитым музеям и художественным галереям. |
Молодые инвалиды различных категорий |
декабрь |
Модуль «Память и Слава»
Цель: патриотическое воспитание у детей и молодежи с альтернативными возможностями
Название мероприятия |
Цель мероприятия |
Участники мероприятия |
Срок проведения |
Патриотический маршрут «Вспомним всех поименно» |
Рассказ о людях, воевавших в горячих точках в сквере памяти земляков, погибших в боях при исполнении воинского долга |
Молодые инвалиды различных категорий |
февраль |
Урок мужества «Как хорошо на свете без войны» |
формирование нравственной позиции и любви к Родине, воспитание патриотических чувств у детей |
Дети младшего школьного возраста в МБОУ СОШ № 19 |
апрель |
Поэтическая эстафета памяти «Сражаюсь, верую, люблю» |
Развивать интерес к истории нашей страны, воспитывать уважение к героическому прошлому Родины |
Молодые инвалиды различных категорий |
май |
Игра-путешествие о символах России «Душа России в символах ее» |
Познакомить с историей символов России. Формирование чувства гордости и уважения к родной стране |
Молодые инвалиды различных категорий |
август |
Модуль Живые страницы на «Тропе здоровья»
Цель: Создание виртуального тура по аллее для слепых и слабовидящих «Тропа здоровья» и размещение на сайте библиотеки.
Название мероприятия |
Цель мероприятия |
Участники мероприятия |
Срок проведения |
«Идет волшебница зима…» |
Экологическое воспитание читателей, через познание живой природы и окружающего мира |
Молодые инвалиды различных категорий |
Январь |
«Звуки и краски весны» |
Апрель |
||
«Цветочная феерия» |
Июль |
||
«Художница Осень» |
октябрь |