Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи
2016 год
Валявко, С. М. Изучение смыслового восприятия логико-грамматических конструкций старшими дошкольниками [Текст] / С. М. Валявко, Ю. А. Шулекина // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 38–51. В статье рассматриваются результаты экспериментального исследования смыслового восприятия логико-грамматических конструкций языка у детей старшего дошкольного возраста. Определена сущность понятия «смысловое восприятие речи», показана роль логико-грамматических конструкций в диагностике речевого развития детей, описаны методический аппарат и результаты исследования смыслового восприятия логико-грамматических структур языка дошкольниками с общим недоразвитием речи. Описаны особенности понимания таких конструкций дошкольниками с общим недоразвитием речи. |
Валявко, С. М. Феноменология общего недоразвития речи и проблемы мультидисциплинарного взаимодействия (обзор) [Текст] / С. М. Валявко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2016. – № 2. – С. 30–39. В статье рассматриваются понятийно-терминологические проблемы, связанные с феноменологией понятия «общее недоразвитие речи», используемого в междисциплинарных исследованиях. Фонд СГПИ |
Горбунова, Е. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Горбунова, В. Юсупов, А. Артамонов // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 8. – С. 62–67. В статье представлены авторские методики количественной диагностики нарушений развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. Результаты проведённых исследований позволили авторам сделать вывод об эффективности разработанных методик и средств для оценки нарушений развития у дошкольников мелкой моторики и речи. Фонд СГПИ |
Гридина, Т. А. Диагностика грамматико-словообразовательных умений детей с общим недоразвитием речи как основа коррекционной работы [Текст] / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова // Специальное образование. – 2016. – № 2. – С. 39–50. Представлены результаты диагностической серии проб, направленных на выявление сформированности грамматико-словообразовательных умений у детей с общим недоразвитием речи III уровня. |
Захарова, О. Развитие оптико-пространственного гнозиса у дошкольников с нарушением восприятия логико-грамматических конструкций речи [Текст] / О. Захарова / Дошкольное воспитание. – 2016. – № 8. – С. 68–73. Статья рассматривает проблемы сложных психоречевых расстройств, состоящих в нарушении овладения детьми логико‐грамматическими конструкциями речи. Даётся общая характеристика картины дефекта с элементами анализа механизма нарушения. Приводится аргументация целесообразности применения системы адекватных упражнений, которые также способствуют преодолению аналогичных расстройств у ребёнка с патологией другого генеза. Фонд СГПИ |
Калашникова, И. В. Изменения вариабельности сердечного ритма у дошкольников в ходе проведения программы «Экотерапия для детей в возрасте 6–7 лет с речевыми нарушениями» в условиях Заполярья [Текст] / И. В. Калашникова // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 52–61. Представлена авторская образовательно-реабилитационная программа для детей с общим недоразвитием речи II–III уровня и дизартрией, доказана эффективность её реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения. |
Китик, Е. Е. Какие электронные инструменты нужны для обучения логопедов диагностике фонетических нарушений [Текст] / Е. Е. Китик // Дефектология. – 2016. – № 2. – С. 38–43. В статье описаны электронные инструменты формирования одной из важнейших профессиональных компетенций логопедов – умения проводить диагностику нарушений фонетического строя детской речи. |
Маевская, Н. В. Интерактивная модель практической работы логопеда с заикающимся ребёнком как инструмент обучения студентов [Текст] / Н. В. Маевская // Дефектология. – 2016. – № 6. – С. 13–22. В статье представлен новый электронный инструмент обучения дефектологов – интерактивная модель практической работы логопеда с ребёнком «Обследование. Заключение. Планирование коррекционной работы». |
Мартыненко, И. В. Влияние личностных качеств на эффективность коммуникативной деятельности старших дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И. В. Мартыненко // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2016. – № 1. – С. 21–27. В статье представлены результаты экспериментального изучения состояния сформированности коммуникативных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Фонд СГПИ |
Михалик, М. Нейролингвистические основы логопедической диагностики и коррекции при ранних повреждениях центральной нервной системы [Текст] / М. Михалик // Дефектология. – 2016. – № 2. – С. 60–68. В статье описаны связи актуальных вопросов нейролингвистики с некоторыми проблемами современной логопедии. Обращено внимание на возможности, которые даёт нейровизуализация центральной нервной системы в логопедической практике. Кроме того, рассмотрено значение различных тематических исследований для логопедической диагностики и коррекции в детском возрасте. |
Репина, З. А. Особенности логопедической работы по формированию фонематической системы языка у детей с открытой ринолалией [Текст] / З. А. Репина // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 107–121. В статье раскрыта научно обоснованная технология формирования фонематической системы языка у детей с врождённой расщелиной губы и нёба (ринолалией). |
Ромусик, М. Развитие предикативной лексики на основе формирования пространственно-временных отношений у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / М. Ромусик, С. Шаховская // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 74–79. Представлена система логопедической работы по формированию лексико‐грамматического строя речи детей с недостатками познавательного и речевого развития. Высокая эффективность предлагаемой системы обусловлена внедрением методов и приёмов, направленных на анализ, сравнение, дифференциацию лексических и грамматических значений глагола, умений строить простые распространенные предложения. Фонд СГПИ |
Серебренникова, С. Психолого-педагогическая коррекция компонентов коммуникативных умений дошкольников с нарушениями речи [Текст] / С. Серебренникова, М. Рууз // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 91–97. В статье представлены результаты психолого-педагогического изучения детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием. Фонд СГПИ |
Соломатина, Г. Н. Влияние билингвизма на формирование произносительной стороны речи [Текст] / Г. Н. Соломатина, С. В. Жукова // Дефектология. – 2016. – № 4. – С. 60–66. Статья посвящена изучению нарушений развития произносительной стороны речи в условиях билингвизма. Приводятся результаты исследования нарушений произношения у детей-билингвов дошкольного возраста, проживающих в г. Грозный. Рассмотрена роль неврологической патологии как фактора, осложняющего трудности развития речи в условиях билингвизма. |
Томме, Л. Е. Особенности усвоения арифметических задач обучающимися с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Л. Е. Томме, М. Ю. Черниченко // Дефектология. – 2016. – № 2. – С. 76–84. Статья посвящена проблеме обучения арифметическим задачам детей с тяжёлыми нарушениями речи. Рассматривается значение арифметических задач для развития детей; описаны результаты практического исследования умения решать и составлять арифметические задачи детьми с ТНР. |
Филатова, Ю. О. Коррекция заикания у дошкольников: дифференцированный подход [Текст] / Ю. О. Филатова // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 31–37. Представлена методика развития ритма движений и речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и результаты её апробации. Автор обосновывает необходимость применения дифференцированного подхода в процессе реализации данной методики с учётом нарушений речевого и моторного ритмов у детей с невротической и неврозоподобной формами заикания. |