Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи
2013 год
Акимова, М. В. Сформированность фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста – необходимое условие обучения грамоте [Текст] / М. В. Акимова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2013. – № 2. – С. 5–9. Повышение эффективности и качества коррекционной работы с дошкольниками предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у детей старшего дошкольного возраста недостатков речи. Автор предлагает инновационные методы и технологии по преодолению имеющегося недоразвития у старших дошкольников в условиях логопедического пункта детского сада. Фонд СГПИ |
Бабина, Г. В. Методика оценки сформированности анализа текста у школьников среднего звена [Текст] / Г. В. Бабина, Л. Н. Мочалова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2013. – № 1. – С. 36–40. В статье представлена стандартизированная методика оценки сформированности анализа текста у школьников с нарушенным речевым развитием. Предложенная методика позволяет выявить характерный для учащегося уровень анализа текста, выявить группу учащихся, испытывающих значительные трудности при работе с текстом и определить приоритетные направления работы с ними, что в дальнейшем позволит прогнозировать предпочтительный профиль их обучения. Фонд СГПИ |
Бурмистрова, Е. Д. Клиническая и психолого-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками в условиях детской больницы [Текст] / Е. Д. Бурмистрова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 21–23. Представлены направления и формы работы в условиях Саратовской областной детской клинической больницы. |
Васильева, Е. Е. Содержание работы по формированию просодических компонентов у детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Е. Е. Васильева // Практический психолог и логопед. – 2013. – № 4. – С. 44–49. Освещаются направления логопедической работы по формированию просодических компонентов у детей с тяжёлыми нарушениями речи: коррекция дыхания, совершенствование артикуляционной моторики, исправление неправильного звукопроизношения, развитие голосовых характеристик, развитие фонематического слуха и проведение ритмических упражнений для совершенствования чувства ритма. Фонд СГПИ |
Волковская, Т. Н. Современные концептуальные подходы к организации психологической помощи в специальном образовании [Текст] / Т. Н. Волковская // Практический психолог и логопед. – 2013. – № 3. – С. 74–85. Представлен комплекс психологических технологий, рекомендуемый для применения в общей системе диагностики детей с недостатками речи. Описаны методики оказания им психологической помощи. Фонд СГПИ |
Востокова, Н. Н. Общение, как средство развития речи у дошкольников с ОНР [Текст] / Н. Н. Востокова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2013. – № 1. – С. 62–68. Общение играет очень большую роль в современной деятельности любого человека, особенно важно для дошкольников. Ведь общение влияет на эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы личности. В своей статье автор обращает внимание на детей с общим недоразвитием речи, у которых страдает вся интеллектуальная сфера, раскрывает особенности развития речи у детей с речевой патологией. Применение на практике описанных в данной статье рекомендаций, методов и приёмов логопедической работы поможет специалистам достичь положительного результата в развитии коммуникативных способностей. Фонд СГПИ |
Голубец, О. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога. Развитие познавательной сферы у детей с ОНР [Текст] / О. Голубец // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. – С. 49–57. Успех деятельности по коррекции нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи во многом зависит от взаимодействия логопеда и психолога, перед которыми стоят общие задачи. Формы и методы их совместной деятельности описаны в статье. Фонд СГПИ |
Жигорева, М. В. Инновационные подходы к изучению особенностей усвоения учебно-терминологической лексики учащимися с нарушениями речи [Текст] / М. В. Жигорева, Т. В. Туманова, Л. А. Пантелеева // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 33–37. Важнейшим фактором успешного обучения детей в школе является достаточный уровень сформированности лексики, в том числе учебно-терминологической. Существует много инновационных подходов к изучению особенностей усвоения лексики учащимися с нарушениями речи, например, специальная диагностическая программа, включающая задания по основным школьным предметам, разработанная специалистами Московского государственного гуманитарного университета, которая позволит выявить трудности освоения и разработать пути коррекционно-логопедической работы. |
Игнатьева, С. А. Формирование коммуникативной культуры учащихся старших классов с нарушениями речи в системе специального образования [Текст] / С. А. Игнатьева // Дефектология. – 2013. – № 1. – С. 15–23. Формирование навыков конструктивного общения вследствие своей социальной значимости приобретает особую актуальность применительно к старшеклассникам с выраженными нарушениями речи. Автор отмечает необходимость целенаправленной работы по формированию речевых и коммуникативных умений учащихся, приводит основные принципы, направления и этапы коммуникативно-ориентированного обучения. |
Карнаухова, Я. Б. Возможности изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Я. Б. Карнаухова // Специальное образование. – 2013. – № 1. – С. 48–57. В статье рассматривается метод изографического моделирования и его возможности в формировании связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. |
Краснова, О. В. Коррекция речемыслительных нарушений у детей в раннем и дошкольном возрасте [Текст] / О. В. Краснова, Е. А. Карпушкина // Специальное образование. – 2013. – № 1. – С. 64–73. Показана роль речи в структурно-динамической картине развития личности, описаны формы и методы коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста. |
Мартыненко, Л. «Слоговичок» : логопедическая развлекательно-двигательная игра для детей 6–7 лет [Текст] / Л. Мартыненко, Е. Варданян // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 5. – С. 83–87. Большое значение в коррекционной работе придаётся двигательной активности детей, мотивирующей ребёнка на выполнение логопедических упражнений, дающей положительный эмоциональный заряд на овладение речевыми навыками. Поэтому во многих дошкольных учреждениях при коррекционно-образовательном воздействии на детей с речевыми нарушениями приоритет отдаётся двигательной активности. Вниманию специалистов предложен сценарий логопедической развлекательно-двигательной игры по закреплению навыков слогового анализа и синтеза через двигательную активность. Фонд СГПИ |
Нартова, И. Звук [Р] : артикуляционные упражнения [Текст] / И. Нартова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 8. – С. 85–86. Описана последовательность логопедической работы, направленной на обучение детей с нарушениями речи правильному произношению звука [Р]. Фонд СГПИ |
Павлова, Н. В. Коррекционно-развивающая работа над звукопроизношением и лексикой на музыкальных занятиях с дошкольниками с ОНР [Текст] / Н. В. Павлова, В. А. Пальнова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 59–65. Представлен анализ экспериментального исследования коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях, проведённого одним из детских садов компенсирующего вида г. Саратова. |
Полозова, О. В. Формирование социальной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в проектной деятельности [Текст] / О. В. Полозова // Специальное образование. – 2013. – № 3. – С. 77–85. Использование проектной деятельности с участием семьи и дошкольного образовательного учреждения в логопедической работе способствует эффективности формирования социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи, преодолению речевых нарушений и успешному процессу социализации личности в основных сферах жизнедеятельности. Эффективные формы и методы этой деятельности, апробированные в практике работы одного из детских садов комбинированного вида г. Москвы, представлены в предлагаемой статье. |
Прохорова, Ю. Путешествие в осенний лес [Текст] / Ю. Прохорова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 8. – С. 80–84. Представлен сценарий занятий с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи на тему «Притяжательные прилагательные» с использованием упражнений, направленных на преодоление у детей речевых нарушений и координацию речи с движением. Фонд СГПИ |
Репина, З. А. Преодоление специфических замен букв у школьников с дизартрией [Текст] / З. А. Репина, И. А. Филатова // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 119–128. Представлен алгоритм работы по преодолению специфических замен букв у школьников с дизартрией путём развития фонологических представлений и формирования смыслоразличительной роли гласных и согласных звуков. |
Сорокина, Н. А. Народное творчество в развитии и коррекции речи детей и взрослых [Текст] / Н. А. Сорокина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 1. – С. 86–94. Автор делится со специалистами интересными и эффективными на его взгляд практическими разработками в области развития и совершенствования речи с использованием устного народного творчества. |
Чернышова, И. Н. Сценарий логопедического досуга «Праздник красивой речи» [Текст] / И. Н. Чернышова, Т. П. Левочкина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 2. – С. 69–74. По мнению специалистов, наиболее эффективными формами и методами работы с детьми, имеющими речевую патологию, являются различные варианты организации совместной деятельности с детьми с использованием логопедических игр, сказочных сюжетов, воображаемых приключений и путешествий, элементов логопедической ритмики. Поиск новых форм работы привёл специалистов к идее проведения логопедических досугов. Такая нетрадиционная форма совместной деятельности с детьми вызывает у них живой интерес, помогает психологически подготовить к дальнейшим выступлениям на праздниках, а у логопеда появляется возможность решать задачи развития речи у детей в интересной и непринужденной для детей обстановке. Автор предлагает сценарий логопедического досуга «Праздник красивой речи». |
Чиркина, Г. В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии речи детей [Текст] / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 8. – С. 4–16. В статье рассматриваются проблемы предупредительного логопедического воздействия и раннего распознавания признаков речевого недоразвития. Авторы описывают диагностику отклонений речевого развития в раннем возрасте, выделяют значимые признаки задержки речевого развития у детей и предлагают формы коррекционной работы для их устранения. |
Шарова, О. Б. Логопедическая работа с детьми, имеющими врождённую расщелину верхней губы и нёба [Текст] / О. Б. Шарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 7. – С. 33–40. В статье излагаются аспекты комплексной проблемы ранней реабилитации детей с врождёнными нарушениями строения артикулярного аппарата на основе проведённого исследования в послеоперационный период. |
Шемякина, О. В. Изучение и формирование различных сторон психического развития у детей 2–3 лет с задержкой речи [Текст] / О. В. Шемякина // Специальное образование. – 2013. – № 1. – С. 105–113. Представлена система диагностики и развития познавательной сферы и речи у детей раннего возраста с учётом разных уровней их развития. |