Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи
2011 год
Артамонова, Н. В. Формирование у дошкольников представлений о природе [Текст] / Н. В. Артамонова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 5. – С. 80–82. Описаны приёмы, используемые в коррекционной работе при формировании у дошкольников с общим недоразвитием речи представлений о природе. Приведены некоторые словестные игры, которые могут проводить с детьми учителя-логопеды, воспитатели, родители. |
Афонькина, Ю. Скатертью дорожка твоим мягким ножкам [Текст] / Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 10. – С. 56–62. В статье представлен цикл коррекционно-развивающих занятий для детей 5–6 лет по развитию и коррекции у них речемыслительной деятельности. Фонд СГПИ |
Бросалина, В. В. Особенности работы логопеда в лекотеке [Текст] / В. В. Бросалина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 4. – С. 70–73. В статье показана специфика работы логопеда в условиях лекотеки, даны примеры организации логопедических занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья. |
Быкова, И. В. Формы работы с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / И. В. Быкова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 77–83. Представлены формы и методы коррекционной работы с применением дифференцированного логопедического массажа в детском саду с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. Фонд СГПИ |
Валуева, А. В. Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи [Текст] / А. В. Валуева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 5. – С. 78–80. Проиллюстрирован опыт детско-взрослой проектной деятельности детского сада комбинированного вида № 435 г. Москвы, даны рекомендации по организации проектной деятельности и приведены примеры реализуемых в учреждении проектов. |
Винничук, А. В. Оптимизация речевого развития в процессе сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием в совместной деятельности с учителем-логопедом [Текст] / А. В. Винничук // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 1. – С. 47–56. В статье освещены методы и приёмы коррекции речи на занятиях по математике. Представлен комплекс игровых упражнений, используемых при формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи. Фонд СГПИ |
Вятлева, Ю. Е. Формирование письменно-речевой деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи на уроках русского языка [Текст] / Ю. Е. Вятлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 5. – С. 20–25. Освещены формы и методы изучения письменно-речевой деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи. Обоснованы выводы о зависимости формирования грамотной связной письменной речи учащихся от уровня сформированности как речевой, так и учебной деятельности; предложена методика формирования письменно-речевой деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи на уроках русского языка. |
Глотова, И. В. Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи творческому рассказыванию [Текст] / И. В. Глотова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 2–3. – С. 52–55. Изложены основные направления работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, предложены формы работы с детьми, которые рекомендуется использовать логопедам и воспитателям. |
Добрынина, Э. Г. Упражнения, способствующие формированию навыков чтения [Текст] / Э. Г. Добрынина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 55–68. Приведены различные по степени сложности и разнообразию упражнения и задания, способствующие формированию навыков чтения у младших школьников с различными речевыми нарушениями. Фонд СГПИ |
Добрынина, Э. Г. Упражнения, способствующие формированию навыков чтения [Текст] / Э. Г. Добрынина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 55–68. Приведены различные по степени сложности и разнообразию упражнения и задания, способствующие формированию навыков чтения у младших школьников с различными речевыми нарушениями. Фонд СГПИ |
Долдина, Г. В. Кинезиотерапия – как метод коррекции речевых способностей дошкольников [Текст] / Г. В. Долдина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 1. – С. 41–46. Представлена система деятельности по кинезиотерапии (лечение движением), ориентированная на коррекцию речевых способностей, сенсомоторного развития и подготовки руки к письму детей с общим недоразвитием речи. Фонд СГПИ |
Елецкая, О. В. Особенности когнитивных компонентов формирования орфографического навыка письма у школьников с дизорфографией [Текст] / О. В. Елецкая // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 47–54. В статье описаны методы педагогического воздействия на детей с дизорфографией при формировании и развитии у них способностей, определяющих успешность усвоения орфографических знаний и навыков. Фонд СГПИ |
Заморина, Е. Забавные превращения верёвочки : коррекционно-развивающая работа в средней логопедической группе [Текст] / Е. Заморина // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 10. – С. 68–77. Представлен комплекс мероприятий для детей 4–5 лет по «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» учителя-логопеда Н. В. Нищевой. Фонд СГПИ |
Клиницкая, Л. В. Технология анализа художественного произведения на уроках чтения и развития речи в старших классах коррекционной школы VIII вида [Текст] / Л. В. Клиницкая // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 36–39. Одним из основных приёмов развития речи у детей является анализ художественного произведения. О содержании, задачах и основных принципах анализа и рассказывает данная статья. |
Ланина, Т. Н. Междисциплинарный подход к изучению и коррекции нарушений речи в детском возрасте [Текст] / Т. Н. Ланина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 2. – С. 4–12. Предложены программы, интегрирующие междисциплинарный подход к коррекционной работе с детьми, имеющими системное недоразвитие речи. Фонд СГПИ |
Матросова, Т. А. Использование музыкально-ритмических приёмов на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] / Т. А. Матросова, Н. Е. Егорова, М. С. Титова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 2. – С. 56–62. Представлены музыкальные приёмы, используемые на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Предложены музыкальные элементы, которые можно включать в занятия логопеда, дефектолога, воспитателя для активизации предметного словаря дошкольников с системными нарушениями речи. Фонд СГПИ |
Матюхина, О. А. Конспект фронтального логопедического занятия для детей и родителей в старшей группе [Текст] / О. А. Матюхина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 2. – С. 49–51. Изложен план проведения логопедического занятия с детьми старшей логопедической группы. Фонд СГПИ |
Микляева, Н. В. Использование компьютерных технологий в развитии языковой способности детей с нарушениями речи и сотрудничестве детского сада с семьёй [Текст] / Н. В. Микляева // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 17–21. Описаны инновационные технологии коррекционно-педагогического сопровождения развития языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи. Приведены популярные программно-методические комплексы, примеры электронных ресурсов и сайтов-программ, применяемых логопедом при работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении. |
Полозова, О. Значение театрализованных игр (кукольного театра) в развитии коммуникативной деятельности детей с системными нарушениями речи [Текст] / О. Полозова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 12. – С. 101–106. В статье анализируется роль театрализованных игр в процессе коммуникативной деятельности, в том числе речевого взаимодействия, социализации, адаптации дошкольников с системными нарушениями речи. Фонд СГПИ |
Репина, З. А. Актуальные проблемы фонологии в коррекционной педагогике [Текст] / З. А. Репина, Е. А. Ларина // Специальное образование. – 2011. – № 2. – С. 21–26. В статье раскрыты фонологические основы подготовки детей с нарушениями речи к обучению письму и чтению. |
Самойлова, В. М. Отличия в проявлении познавательной активности дошкольников с речевой патологией [Текст] / В. М. Самойлова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 1. – С. 19–41. Освещены комплексные программы развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Фонд СГПИ |
Самойлюк, Л. А. Характеристика трудностей социализации и путей их преодоления у подростков с заиканием [Текст] / Л. А. Самойлюк // Дефектология. – 2011. – № 6. – С. 33–39. Описаны выделенные симптомокомплексы трудностей социализации, личностные ресурсы подростков с заиканием. Показаны некоторые аспекты дифференцированного подхода к психокоррекционной работе с описываемой категорией подростков. |
Самойлюк, Л. А. Характеристика трудностей социализации и путей их преодоления у подростков с заиканием [Текст] / Л. А. Самойлюк // Дефектология. – 2011. – № 6. – С. 33–39. Описаны выделенные симптомокомплексы трудностей социализации, личностные ресурсы подростков с заиканием. Показаны некоторые аспекты дифференцированного подхода к психокоррекционной работе с описываемой категорией подростков. |
Сингаевская, О. В. Развитие связной речи дошкольников [Текст] / О. В. Сингаевская, А. В. Соболева // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 2. – С. 17–22. В статье представлены этапы формирования устной речи у детей с общим недоразвитием речи. В качестве примера приведена методика формирования умения составлять рассказы по сюжетным картинкам и их сериям. Фонд СГПИ |
Сушлекова, И. Г. Обучение детей с нарушениями письменной речи в условиях общеобразовательной школы [Текст] / И. Г. Сушлекова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 1. – С. 77–80. Освещены, этапы и приёмы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями письменной речи. Фонд СГПИ |
Типсина, Н. М. Коррекционно-развивающие технологии в работе с речевыми нарушениями детей в условиях социально-реабилитационного центра [Текст] / Н. М. Типсина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2011. – № 1. – С. 31–45. Статья посвящена деятельности логопедического пункта социально-реабилитационного центра. Освещены направления комплексного развития всех компонентов устной речи; методы и приёмы здоровьесберегающих технологий, используемые на разных этапах коррекционно-развивающих занятий. Фонд СГПИ |
Феклистова, И. В. Использование компьютерных технологий в логопедической работе [Текст] / И. В. Феклистова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 13–16. Освещены возможности использования компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи учащихся, позволяющие сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников и, тем самым, более эффективно устранять речевые недостатки. |
Шакирова, И. В. Комплексные психолого-логопедические занятия с использованием здоровьесберегающих технологий [Текст] / И. В. Шакирова, М. А. Бавина // Специальная психология. – 2011. – № 2. – С. 24–27. В статье представлен комплекс психолого-логопедических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, которые помогают расширить возможности социальной адаптации детей, поддержать полноценное содержание детских видов деятельности, способствуют сохранению и укреплению физического и психологического здоровья учащихся, их продуктивной учебно-познавательной, практической и речевой деятельности. |
Шулекина, Ю. А. Приёмы логопедической работы по диагностике и коррекции понимания образных средств языка у младших школьников с ОНР [Текст] / Ю. А. Шулекина // Дефектология. – 2011. – № 4. – С. 38–51. В статье описана специфика понимания детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) образных средств языка, рассматриваются речемыслительные стратегии, которые они используют для понимания вторичных номинаций. Представлена методика развития и коррекции понимания образных средств языка у младших школьников с ОНР, обоснованы приёмы, порядок работы и содержание речевых инструкций. |