Как запустить культурный стартап?

 

Фото 01 Участники страт-сессииПрофессиональным ответом на этот вопрос стала Межрегиональная стратегическая сессия «Культурный креативный стартап: как запустить собственный проект в сфере креативных индустрий», прошедшая 16–17 октября 2023 г. в г. Рязани.

Идейный вдохновитель и организатор площадки – Некоммерческое партнерство «Межрегиональный центр модернизации библиотек».

Партнёрскую поддержку в организации сессии оказали – Государственная публичная научно-техническая библиотека, Ставропольская краевая библиотека для слепых и Фото 02 Выступает Яков Леонидович Шрайберг, науч руководитель ГПНТБслабовидящих имени В.Маяковского, Челябинский государственный институт культуры, Проектно-производственная компания «Витарус», Центр социальных технологий «Дело со Смыслом», деловой клуб «Наследие и экономика».

Страт-сессия – ответ на запрос сообщества сферы культуры получить практические инструменты по созданию живых долгоиграющих проектов в сфере креативных индустрий. Как показывают исследования ВШЭ, экономика творцов представляет собой наиболее мощный и быстрорастущий сектор креативной экономики.

Фото 03 Выступает Андрей Викторович Лисицкий, зам директора Московской губер библиотекиГеография участников свидетельствует о высоком уровне интереса к обозначенной тематике страт-сессии (гг.Москва, Санкт-Петербург, Ставрополь, Рязань, Челябинск, Калуга, Тверь, Пермский край, Иркутская, Нижегородская и Тульская области).

Необходимо отметить ключевые особенность сессии:

#1 в её программе гармонично использованы форматы доклада и активной работы в группах;

Фото 04 Групповая работа по теме встречи#2 она привлекла внимание специалистов государственного, общественного и бизнес-сообщества, заинтересованных в применении инструментов креативной экономики для развития своих территорий.

1-й день сессии прошёл на площадке Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького, что очень символично в контексте тематики встречи. В настоящее время на базе библиотеки действует проектный офис Президентского фонда культурных инициатив и вскоре откроется Школа креативных индустрий.

Фото 05 Участники высказывают свое мнение по проблеме встречиУчастники поделились работающими кейсами развития территории в контексте креативной экономики, технологиями создания и запуска культурного проекта (международная крымская конференция, г. Москва; «Музей-аптека Братьев Юргенсонъ», г. Тверь; музейно-творческий кластер «Коломенский посад», гг. Москва, Коломна; VR-проекты в художественном музее, г. Калуга; продвижение истории внешней разведки через имя писательницы, советской разведчицы Зои Воскресенской, Тульская область; туристическая игра «Бродилки-находилки», Ленинградская область; проектные инструменты развития сельских библиотек, Иркутская область и др.).

Фото 06 Работа в группеЦенные мысли спикеров:

- для библиотек необходим выход из библиоцентричности на уровень проблематики территории;

- выделение целевых групп по образу жизни;

- вовлечение местного сообщества в социокультурные проекты уже на этапе формирования идеи, что повышает шансы «долгожительства» проекта.

Фото 07 Презентация работы в группе 2-й день прошёл в формате интеллектуально-творческой лаборатории, где 3 группы решали конкретные задачи: запуск дальнейшего развития проекта, прекратившего свою жизнь после отработки гранта; разработка концепции межрегионального научно-проектного центра в сфере культурных инноваций со штаб-квартирой г. Рязани; как запустить креативный проект  на пользу города, используя доступный ресурс территории. Участники сессии дали высокую оценку эффективности подобного формата работы и отметили его новизну для межрегионального библиотечного сообщества. Он Фото 08 Групповая работа ответил на конкретный запрос участников и показал необходимость регулярного горизонтального взаимодействия на межрегиональном уровне.

Приятным бонусом для всех участников сессии стало посещение музея-лаборатории «Шелковая фабрика» в г. Коломне, созданного с целью восстановления исторического шелкокрутительства и текстильного производства на этой территории. Это наглядный пример  успешно работающего предприятия в сфере креативных индустрий. Библиотеки Коломны представили творческие Фото 09 Экскурсия по Шелковой фабрике в Коломне проекты по креативному краеведению («Эмоциональная карта Коломны»: создана линейка парфюма с привязкой к различным локациям Коломны; «Плавучая библиотека»: культурно-познавательные интерактивы с детьми, отдыхающими на прогулочном катере; «Возвращение домой. Мячковский лук»: возрождение традиционного промысла в новых актуальных формах и др.) и познакомили с механикой вовлечения партнеров в реализацию проектных идей.

 По итогам решено продолжить работу по тематике сессии и развивать живую площадку по отработке навыков социокультурного проектирования, обмену действующими практиками Фото 10 Экскурсия по Шелковой фабрике в Коломне в области креативной экономики.

Особую благодарность организаторы страт-сессии выражают Елене Бычковой (ГПНТБ); Дмитрию Пономареву («Дело со смыслом»), Юлии Крузе (общественный помощник Уполномоченного по правам предпринимателей  Нижегородской области в сфере креативных индустрий), Татьяне Старостиной (Библиотеки Коломны); Дмитрию Лисицкому (клуб «Наследие и экономика»); Никите Попову (Рязанская научная библиотека); Константину Трубникову (фотограф).

Видеозапись 1-го дня можно посмотреть по ссылке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство культуры Ставропольского краяПортал госуслугОфициальный сайт ГМУГранты в области культурыНациональный антитеррористический комитетГосударственный антинаркотический комитетФинансовая культураФинансовая культура аудиолекцииДвижение первых