Питер-2023: говорим об инклюзии и цифровой трансформации в библиотеках

 

Фото 01 Ольга Устинова, директор библиотеки, организатор конференции привествует гостей«Культура – лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом», – точно подметил Ф. Ницше. Можно продолжить высказывание философа так: «... и именно она (культура) делает человека человеком».

6–7 апреля специалисты Ставропольской краевой библитеки для слепых и слабовидящих имени В.Маяковского побывали в г. Санкт-Петербург на международной конференции «Специальная библиотека как инклюзивный центр: перспективы и проблемы развития», организованной Государственной специальной центральной библиотекой для слепых и слабовидящих г. Санкт-Петербург «Точки зрения».

Фото 02 Выступает Роман Демьянчук, преподаватель СПб гос университетаПитерские коллеги подобно волшебникам умудрились за эти 2 дня вынести на обсуждение довольно много стратегических вопросов относительно инклюзии в культуре и образовании, существования библиотек в условиях индустрии 4.0, собрали представительную аудиторию из числа специальных и публичных библиотек России и ближнего зарубежья, образовательных и институций сферы издательства, адаптивных технических средств доступа к информации.

Обозначим лишь самые важные проблемные вопросы, которые обозначили спикеры и над которыми библиотечному сообщество предстоит активно работать:

Фото 03 Елена Лиханос, зам директора СКБСС представляет опыт библиотеки#1. «Человеку сложно воспринимать инаковость». Отсюда вывод, спецбиблиотекам необходимо развивать и наращивать свой опыт в инвапросветительской работе в обществе.

#2. Программа воспитания для школ (Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712) – эффективный инструмент для синергии культуры и образования

#3. Технология социальных историй помогает сделать ещё более дружелюбной среду. Отличный пример демонстрирует библиотека для слепых Санкт-Петербурга. Кстати, после капитального ремонта открылось обновлённое пространство библиотеки, инклюзивное во всех смыслах и содержательных, и материально-технических.

Фото 04 Интерьер библиотеки СПб после кап ремонта#4. Включение спецбиблиотек в развитие инклюзивных творческих лабораторий как информационно-методических центров, помогающих развивать необходимые навыки людям с «особыми» возможностями для последующего их применения в креативных индустриях: проект «Книжка для каждого» для детей, не умеющих читать и тяжело воспринимающих устную речь (г. Санкт-Петербург); хаб развития творчества людей с инвалидностью «Точки роста» (г. Челябинск); создание мультфильмов с участием детей с нарушением зрения (г. Якутск) и др.

Фото 05 Зал коворкинга в библиотеке СПбБиблиотека Маяковского не осталась в стороне и поделилась коллегами своими наработками в деле продвижения идей инклюзии в местном сообществе, в т.ч. опытом реализации программы «Пушкинская карта».

# 5. «Страшно лишь, когда не знаешь!». Многие музейные учреждения Санкт-Петербурга переступили психологический барьер относительно коммуникаций с «особыми» посетителями и уверенноФото 06 Участники знакомятся с работой СПб библиотеки демонстрируют профессионализм в развитии инклюзивной культурной среды. Например, Музей Анны Ахматовой. В своей адаптированной экскурсии по квартире Ахматовой они предусмотрели всё до мелочей (путеводитель по музею в адаптированном для незрячих формате, тактильное знакомство с предметами быта этой квартиры, звуковое сопровождение на протяжении всей экскурсии, погружающее в ту эпоху и др.)

#6. Главные тенденции индустрии 4.0., которые должна учитывать каждая библиотека, – цифровая трансформация, в т.ч. внедрение искусственного интеллекта, трансформация авторского права, открытый доступ к информации. Очень обстоятельный доклад на эту тему прозвучал из уст корифея библиотечного сообщества Якова Леонидовича Шрайберга, научного руководителя ГПНТБ.

«Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет», – Дж. Голсуорси, английский писатель. Это действительно так. Прошедшая конференция помогла осмыслить важные грани деятельности спецбиблиотек в современных условиях неопределённости.

Фото 07 Одно из изданий СПб библиотеки в адрес детей, испытывающих трудности чтения

Фото 08 Елена Лиханос знакомится с рельефно-графическим пособием библиотеки

Фото 09 Екатерина Петрова, преподаватель Акакдемии постдипломного пед образования рассказывает об инклюзии в образовании

Фото 10 Екатерина Захарова и Елена Лиханос на фоне интерьеров СПб библиотеки

Фото 11 Дворик перед зданием Музея Анны Ахматовой

Фото 12 Незрячий участник экскурсии изучает путеводитель по музею, напечатанный по Брайлю

Фото 13 Елена Лиханос тактильно знакомится с портретом Ахматовой в рельефной графике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство культуры Ставропольского краяПортал госуслугОфициальный сайт ГМУГранты в области культурыНациональный антитеррористический комитетГосударственный антинаркотический комитетФинансовая культураФинансовая культура аудиолекцииДвижение первых