Обучение детей с расстройствами аутистического спектра
2019 год
Баенская, Е. Р. Формирование индивидуального аффективного опыта ребёнка с аутизмом [Текст] / Е. Р. Баенская // Дефектология. – 2019. – № 3. – С. 13–19. В статье раскрываются содержание и условия развития индивидуального аффективного опыта ребёнка раннего возраста, анализируются причины его дефицитарности у ребёнка с аутизмом. Рассматриваются последовательные задачи и способы его формирования в процессе коррекционной работы, ориентированной на нормализацию аффективного развития ребёнка. |
Боголюбова-Кузнецова, Д. В. Осознание себя детьми с особенностями развития в рамках арт-терапии [Текст] / Д. В. Боголюбова-Кузнецова, Е. Ф. Филиппова // Дефектология. – 2019. – № 3. – С. 20–32. В статье рассматривается развитие осознания себя детьми, в том числе с особенностями развития аутистического спектра, и потенциал арт-терапии в поддержке этого развития. Описывается стратегия арт-терапевтической работы с детьми, имеющими особенности развития, подробно представлены два случая из практики. |
Гавриш, Т. А. Хоровой ответ как один из методов формирования речевых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Т. А. Гавриш, Н. В. Мазурова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 1. – С. 39–42. В статье приведены результаты исследования, показывающие эффективность применения метода хорового ответа для стимулирования экспрессивной речи, формирования короткого связного речевого высказывания у детей младшего дошкольного возраста. В частности, увеличение количества различных спонтанных вокальных реакций не только во время организованных занятий, но и в повседневной жизни, использование словесной речи во взаимодействии друг с другом и с педагогом. |
Давидович, А. А. Нейропсихологические механизмы расстройства аутистического спектра у детей [Текст] / А. А. Давидович // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 1. – С. 38–41. Представлен опыт работы Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Минска с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, использование в ситуации психодиагностического обследования нейропсихологического подхода. |
Егорова, Л. В. Формирование и развитие графических навыков у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Л. В. Егорова, Л. М. Зельдин, Л. В. Шаргородская // Дефектология. – 2019. – № 1. – С. 50–57. В статье предлагаются методические рекомендации для организации занятий по формированию и развитию графических навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Выделены проблемы, препятствующие развитию графической деятельности у детей с РАС и предложены проблемы их преодоления. Описаны три этапа коррекционно-развивающих занятий, конкретные методические приёмы, упражнения и задания, предлагаемые педагогом ребёнку на каждом из этапов. |
Калмыкова, Н. Ю. Аутизм и расстройства аутистического спектра: направления диагностики [Текст] : сообщение 1 / Н. Ю. Калмыкова // Дефектология. – 2019. – № 1. – С. 35–43. В статье представлены основные направления диагностики при расстройствах аутистического спектра (РАС). Рассматриваются вопросы соотношения клинической диагностики и психолого-педагогической оценки развития при РАС; обсуждаются наиболее информативные тестовые методы, их достоинства и ограничения при диагностике развития детей с аутизмом. |
Костин, И. А. Приёмы, облегчающие для ребёнка с РАС процедуру прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) [Текст] / И. А. Костин // Дефектология. – 2019. – № 1. – С. 22–26. В статье предлагаются некоторые приёмы, позволяющие облегчить прохождение ПМПК (с целью определения образовательного маршрута) детьми с особенностями развития старшего дошкольного возраста, прежде всего – детьми с расстройствами аутистического спектра. В частности, описываются особенности и возможности применения для этой цели метода «Социальные Истории». |
Мальцева, Н. А. Представления о времени подростков и взрослых с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Н. А. Мальцева // Дефектология. – 2019. – № 1. – С. 44–49. В статье обсуждаются временные представления подростков и взрослых с РАС, их структура и связь с жизненными компетенциями. Приводятся данные исследования восприятия и представления о времени у подростков и взрослых с расстройствами аутистического спектра, свидетельствующие о трудностях формирования временных репрезентаций на разных уровнях и подчеркивающие значимость темы времени для дальнейшего исследования и использования в диагностической и коррекционной работе. |
Пантелеева, Е. А. Использование арт-методов в работе с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра / Е. А. Пантелеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 4. – С. 25–32. – Текст : непосредственный. В статье представлен опыт использования арт-методов и арт-деятельности в работе с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра. Описана специфика коррекционно-развивающей направленности арт-деятельности ребёнка с РАС в рамках социально значимого проекта «Право на радость» в условиях Регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра c тяжёлыми и множественными нарушениями развития Хабаровского края. |
Пантелеева, Е. А. Использование арт-методов в работе с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра / Е. А. Пантелеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 4. – С. 25–32. – Текст : непосредственный. Представлен опыт использования арт-методов и арт-деятельности в работе с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра. Описана специфика коррекционно-развивающей направленности арт-деятельности ребёнка с РАС в рамках социально значимого проекта «Право на радость» в условиях Регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра c тяжёлыми и множественными нарушениями развития Хабаровского края. |
Санльей, Лиа. Терапевтические подходы к РАС [Текст] / Санльей Лиа // Логопед. – 2019. – № 1. – С. 14–16. В статье представлен терапевтический подход к раннему детскому аутизму, распространённый во Франции, описана программа сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, приводятся принципы программ ABA, TEACCH, DENVER MODEL. |
Спиргис, Я. Е. Метод социальной истории в логопедической работе с детьми с РАС / Я. Е. Спиргис // Логопед. – 2019. – № 4. – С. 27–30. – Текст : непосредственный. В статье раскрываются особенности речи детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Освящается метод социальной истории как ведущий в формировании навыка связной речи, даются рекомендации по использованию метода в логопедической работе. |
Черенёва, Е. А. Программа психокоррекционной работы с родителями агрессивных детей младшего школьного возраста с расстройствами аутического спектра (РАС) [Текст] / Е. А. Черенёва, Е. А. Володенкова, Н. В. Елтышева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 2. – С. 52–66. Представлены результаты научного исследования в области изучения особенностей формирования агрессии у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Авторы статьи предлагают программу гармонизации детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребёнка с РАС. Программа позволяет скорректировать агрессивное поведение у детей и нарушения коммуникации у всех членов семьи. |
Шляпников, С. Е. Особенности восприятия времени подростками с расстройством аутистического спектра [Текст] / С. Е. Шляпников // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 2. – С. 29–35. В статье представлено теоретическое обоснование важности изучения восприятия времени подростками с расстройством аутистического спектра. Освещаются результаты сравнительного анализа восприятия времени подростками с расстройством аутистического спектра и подростками с нормативным развитием. |