Обучение детей с умственной отсталостью
2019 год
Алышева, Т. В. Формирование дочисловых представлений о количестве предметов у обучающихся с лёгкой умственной отсталостью / Т. В. Алышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 3. – С. 30–35. – Текст : непосредственный. В статье рассматриваются основные направления работы по формированию представлений о количестве предметов у обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в пропедевтический период изучения математики в 1 дополнительном – 1 классах. Раскрыты особенности организации образовательной деятельности в этот период на основе использования современного учебника по математике для 1-го класса. |
Бальжинимаева, Е. В. Коррекционно-развивающие занятия по ритмике как средство гармонизации личности ребёнка с умственной отсталостью [Текст] / Е. В. Бальжинимаева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 2. – С. 45–47. Статья содержит теоретический материал по использованию в работе с детьми занятий коррекционной ритмикой и может быть полезна педагогам образовательных организаций, работающих с детьми, имеющими с умственную отсталость и интеллектуальные нарушения. |
Волгуцкова, Е. И. Формирование здоровьесберегающей компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности [Текст] / Е. И. Волгуцкова // Адаптивная физическая культура. – 2019. – № 1. – С. 45–48. В статье рассматриваются вопросы формирования здоровьесберегающих компетенций школьников с интеллектуальными нарушениями. Показан потенциал внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности, обеспечивающей внедрение инноваций для эффективной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, расширения их социальных контактов. Сформулированы выводы о целесообразности реализации на базе учреждения дополнительных программ внеурочной деятельности с использованием элементов традиционных спортивных игр в рамках функционирования опорной профессиональной площадки по адаптивной физической культуре. |
Грошенкова, В. А. К вопросу об обучении грамоте школьников с нарушением интеллекта / В. А. Грошенкова, И. И. Мельникова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 70–74. – Текст : непосредственный. В статье раскрываются психолого-педагогические, психолингвистические и лингвистические основы обучения чтению и письму, основные методы обучения, их преломление в специальной методике преподавания русского языка для обучающихся с нарушениями интеллекта. |
Грошенкова, В. А. Лингвометодические и психологические основы создания связных письменных высказываний обучающимися с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / В. А. Грошенкова, И. И. Мельникова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 2. – С. 36–44. В статье указываются цели и задачи обучения связным письменным высказываниям на уроках русского языка в коррекционных классах, указываются типичные недостатки сочинений и изложений обучающихся, доказывается необходимость учёта основных положений лингвистики и психолингвистики в обучении связным высказываниям обучающихся с нарушениями интеллектуального развития. |
Дайдаева, М. В. Развитие связной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и логопедических занятиях [Текст] / М. В. Дайдаева, Н. П. Бахаева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 2. – С. 48–51. В статье описаны проблемы своевременной и целенаправленной работы по развитию связной речи, которая способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации обучающихся с нарушением интеллекта. |
Жарова, В. А. Технология логопедической работы по совершенствованию речевых высказываний взрослых с нарушенным интеллектом [Текст] / В. А. Жарова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 2. – С. 91–104. Представлен практический опыт логопедической работы по совершенствованию речевых высказываний взрослых с нарушенным интеллектом. Приводится перспективное планирование логопедических занятий в условиях психоневрологического интерната г. Ярославля, подробное содержание занятий на основе знакомства с родным городом. |
Ильина, С. Ю. Динамика развития речи младших школьников с умственной отсталостью / С. Ю. Ильина, А. Зарин, М. А. Чеботова // Дефектология. – 2019. – № 3. – С. 58–62. – Текст : непосредственный. Представлены результаты экспериментального исследования, демонстрирующие наличие положительной возрастной динамики в развитии речи обучающихся младших школьников с умственной отсталостью. Помимо положительных количественных и качественных изменений, характеризующих их овладение речью, были выявлены проблемы, связанные с недоразвитием планирующей и регулирующей функций речи, проанализированы их возможные причины. |
Кравцова, С. В. Непрерывное профессионально ориентированное образование как механизм реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / С. В. Кравцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 4. – С. 33–38. – Текст : непосредственный. Описан опыт реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через модель непрерывного профессионального образования «Агрошкола» в КГБОУ ШИ 12 г. Вяземский. Представлены инновационные направления работы по профессионально-трудовой подготовке обучающихся с интеллектуальными нарушениями. |
Кравцова, С. В. Непрерывное профессионально ориентированное образование как механизм реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / С. В. Кравцова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 4. – С. 33–38. – Текст : непосредственный. Описан опыт реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через модель непрерывного профессионального образования «Агрошкола» в КГБОУ ШИ 12 г. Вяземский. Представлены инновационные направления работы по профессионально-трудовой подготовке обучающихся с интеллектуальными нарушениями. |
Кутепова, Н. Г. Арина Кутепова – солнечная гимнастика [Текст] / Н. Г. Кутепова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 1. – С. 33–38. В статье мама девочки с синдромом Дауна рассказывает о своём опыте семейного воспитания «особого» ребёнка. |
Кучмезова, Н. В. На ракете полечу: речевой досуг для детей 5–7 лет с нарушением интеллекта / Н. В. Кучмезова, О. А. Чадаева // Логопед. – 2019. – № 4. – С. 41–46. – Текст : непосредственный. В статье представлено мероприятие для детей 5–7 лет с нарушением интеллекта, направленное на развитие лексического строя речи, фонематического восприятия, расширение словаря, отработку грамматических конструкций. |
Найдёнова, Ю. В. Игры с использованием песка в логопедической работе с детьми с нарушением интеллекта / Ю. В. Найдёнова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2019. – № 3. – С. 105–109. – Текст : непосредственный. В статье описывается теоретико-методическое обеспечение процесса логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями с использованием песка. Автор предлагает нетрадиционную форму работы с детьми в песочнице на основе игр по профилактике дисграфии и дислексии, развитию мелкой моторики, коррекции звукопроизношения. |
Налескина, С. М. Деятельность общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / С. М. Налескина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 4. – С. 39–44. – Текст : непосредственный. Автором рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Представлена многофункциональная модель деятельности школы-интерната по здоровьесбережению участников образовательного процесса, показана специфика работы отдельных центров, являющихся структурными компонентами данной модели. |
Налескина, С. М. Деятельность общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / С. М. Налескина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 4. – С. 39–44. – Текст : непосредственный. Автором рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Представлена многофункциональная модель деятельности школы-интерната по здоровьесбережению участников образовательного процесса, показана специфика работы отдельных центров, являющихся структурными компонентами данной модели. |
Скира, Е. В. Формирование базовых учебных действий у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью на уроках математики [Текст] / Е. В. Скира // Дефектология. – 2019. – № 2. – С. 54–62. В статье описывается исследование формирования базовых учебных действий у обучающихся 2-х и 3-х классов специальных (коррекционных) школ, обсуждаются его результаты. Представлены данные о состоянии базовых учебных действий у школьников с лёгкой умственной отсталостью и динамики их формирования от 2-го к 3-му классу. Описана разработанная и апробированная автором технология формирования базовых учебных действий на уроках математики в процессе обучения решению задач. |
Солина, Е. А. Земля хлебами славится: праздник для школьников с нарушением интеллекта / Е. А. Солина // Логопед. – 2019. – № 4. – С. 84–90. – Текст : непосредственный. В статье представлен сценарий праздника для школьников с нарушением интеллекта, направленный на расширение представлений о Великой Отечественной войне, воспитание бережного отношения к хлебу. |
Старостина, В. П. Строим дом для поросят: логоритмическое занятие для детей 4–5 лет с нарушением интеллекта / В. П. Старостина, И. В. Савощенко, А. В. Гультиков // Логопед. – 2019. – № 2. – С. 99–102. – Текст : непосредственный. В данной статье представлено логоритмическое занятие для детей 4–5 лет с нарушением интеллекта, направленное на развитие координации движений, формирование звуков (слов), ориентировки в пространстве. |
Таболина, Л. В. Интерактивные ситуации как средство повышения мотивации учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка / Л. В. Таболина // Дефектология. – 2019. – № 3. – С. 63–68. – Текст : непосредственный. Статья посвящена проблеме использования интерактивных ситуаций как средства повышения мотивации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Излагаются теоретические основы интерактивного обучения, выделяются специфические особенности мотивации рассматриваемой категории учащихся. Приведены фрагменты уроков русского языка с использованием интерактивных методов. |
Яковлева, И. М. Закрепление табличного умножения и деления у обучающихся с лёгкой умственной отсталостью / И. М. Яковлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2019. – № 3. – С. 36–40. – Текст : непосредственный. Автором рассмотрена проблема слабого владения обучающимися с ОВЗ табличным умножением и делением, представлена система заданий для закрепления табличного умножения и деления у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. |