Обучение детей с расстройствами аутистического спектра
2018 год
Беркут, А. В. Ранние признаки детского аутизма в период младенчества [Текст] / А. В. Беркут // Дефектология. – 2018. – № 4. – С. 67–75. Автором подробно рассматриваются ранние формы взаимодействия ребёнка с близким взрослым, прежде всего – формирование и развитие комплекса оживления, особенности исследовательской активности. Уточняются трудности общения в разные периоды младенческого возраста, их нарастание к концу первого года жизни, свидетельствующее об искажении психического развития ребёнка. Эти данные дополняются подробным анализом двигательной активности ребёнка, дающим представление о первых маркерах будущих двигательных стереотипий. Фонд СГПИ |
Варданян, Л. Счастливые дети [Текст] / Л. Варданян // Ставропольская правда. – 2018. – 20 июля. – С. 4. В Ставрополе на базе краевого психологического центра прошёл семинар по вопросам организации комплексной реабилитации и социальной адаптации детей раннего возраста, имеющих расстройства аутистического спектра. Его участниками стали специалисты из разных территорий нашего региона: логопеды, психологи, дефектологи... Все они приехали в Ставрополь, чтобы встретиться с руководителем центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» (Москва) Игорем Шпицбергом. А общей задачей было улучшить на Ставрополье работу служб ранней помощи. |
Данилина, К. К. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой X (синдром Мартина-Белл) [Текст] / К. К. Данилина // Дефектология. – 2018. – № 3. – С. 3–9. Описаны основные подходы к организации психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Мартина-Белл, необходимого для их адаптации и повышения качества жизни. Полученные данные могут быть использованы именно для этой группы детей при разработке специализированных коррекционных программ на основе комплексного подхода к сопровождению всей семьи в целом. |
Коновалова, М. Д. Комплексный подход к коррекции психологических проблем семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / М. Д. Коновалова, С. В. Гулманова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 2. – С. 87–90. Статья посвящена вопросам изучения психологических проблем семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Представлена программа психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС. Фонд СГПИ |
Куликова, Е. А. Подготовка родителя в качестве тьютора-дефектолога для детей с РАС [Текст] / Е. А. Куликова, Л. В. Блинов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 3. – С. 27–32. Рассматриваются пути формирования компетенций родителей детей с поведенческими и эмоциональными расстройствами. Определено качественное содержание данных компетенций, их влияние на эффективность реабилитационного процесса. |
Липковская, В. В. Общая характеристика нарушения развития детей при нейрофиброматозе I типа [Текст] / В. В. Липковская // Дефектология. – 2018. – № 3. – С. 10–18. Рассмотрены клиническая картина нейрофиброматоза I типа и общая характеристика нарушений развития детей при данном заболевании. Обобщены результаты зарубежных исследований, касающихся наиболее характерных для болезни нарушений развития, затрагивающих моторику, речь, письмо, визуально-пространственное восприятие, включающих также проявление признаков расстройств аутистического спектра, дефицита внимания и гиперактивности. |
Любавина, Е. С. Профориентация и профессиональное самоопределение лиц с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е. С. Любавина, Г. Ю. Козловская // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III Международного интернет-симпозиума (Ставрополь, 1 нояб.–14 дек. 2017) / Ун-т Манитобы, г. Виннипег, Канада, М-во образования и науки РФ, Северо-Кавказский ун-т, Россия ; под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2018. – С. 164–166. В статье раскрываются основные проблемы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения лиц с расстройствами аутистического спектра, рассматривается системы и способы овладения профессией в России и за рубежом. |
Михайлова, Л. Индивидуальный подход к детям с аутистическими чертами [Текст] / Л. Михайлова, С. Лепкович, Л. Коптева // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 5. – С. 57–61. В статье рассматривается вопрос о необходимости индивидуального подхода к детям с расстройствами аутистического спектра, приводятся примеры некоторых форм работы Свердловского дома ребёнка. Фонд СГПИ |
Морозов, С. А. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра [Текст] / С. А. Морозов, Т. И. Морозова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2018. – № 3. – С. 5–10. Сформулированы особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра, показана их связь с клинико-психологической структурой данного вида нарушений, учёт при разработке индивидуальных коррекционных программ. |
Петренко, С. Игры с аутичным ребёнком[Текст] / С. Петренко, Е. Сорокина // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 5. – С. 62–70. В статье описаны игры и специальные методы и приёмы, которые позволяют наладить контакт с аутичными детьми, выявить у них подавленные негативные эмоции, скрытые страхи и начать работу по их преодолению. Фонд СГПИ |
Сержантова, В. А. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / В. А. Сержантова, Г. Ю.Козловская // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы III Международного интернет-симпозиума (Ставрополь, 1 нояб.–14 дек. 2017) / Ун-т Манитобы, г. Виннипег, Канада, М-во образования и науки РФ, Северо-Кавказский ун-т, Россия ; под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2018. – С. 222–224. Автором раскрыты основные направления, цели и задачи коррекционной работы, направленной на формирование социально-игровых навыков у детей с аутизмом. |
Ярыгин, В. «Школа аутизма» [Текст] / В. Ярыгин // Открытая. – 2018. – № 14, 9–16 апреля. – С. 3. Статья посвящена «Школе аутизма», функционирующей на базе Ставропольской краевой психиатрической больницы № 1. Занятия в Школе проводят врачи-психиатры, логопеды, медицинские психологи, специалисты по социальной работе каждую весну. Медицинский психолог и логопед проводят диагностическое обследование, а затем – коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Это позволяет развить речь, мелкую и крупную моторику, стимулировать сенсорное развитие и полноценное общение. |