Система инклюзивного образования
2012 год
Абдалова, О. И. Применение Интернет-ресурсов в дистанционном обучении [Текст] / О. И. Абдалова, А. В. Гураков, С. В. Сметанин // Открытое и дистанционное образование. – 2012. – № 3. – С. 14–17. Рассматриваются формы и методы обучения студентов с использованием дистанционных образовательных технологий. Обобщается опыт разработки и сопровождения интернет-курсов. Делаются выводы о перспективах дистанционного обучения на основе передовых компьютерных технологий. |
Андреева, А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду [Текст] / А. Андреева, А. Тахаува // Дошкольное воспитание. 2012. – № 6. – С. 51–52. Представлен опыт инклюзивного воспитания и обучения детей с синдромом Дауна в одном из детских садов комбинированного вида Республики Татарстан. Фонд СГПИ |
Баева, Н. В. Инновационные методы обучения студентов-инвалидов по слуху в медицинском колледже [Текст] / Н. В. Баева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 2. – С. 48–51. О реализации программы инклюзивного образования Пензинского базового медицинского колледжа, где ведётся обучение медицинским специальностям инвалидов по слуху. |
Безменов, А. А. Технология определения логики построения учебного материала для дистанционного обучения на основе графовой модели [Текст] / А. А. Безменов // Открытое и дистанционное образование. – 2012. – № 3. – С. 24 Предложена характеристика одной из форм организации процесса дистанционного обучения – прогаммированному обучению. Более подробно рассматривается система проектирования учебного материала для дистанционного обучения физике в виде матричной модели и графов учебной информации. Данная модель позволяет структурировать содержание учебного материала, наглядно представить логику изложения темы, расположить учебный материал в той последовательности, которая следует из системы логических связей между основными её понятиями. |
Вовенко, К. Б. Из опыта работы московских школ по реализации первого варианта Специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с нарушением слуха [Текст] / К. Б. Вовенко, Н. С. Отдельнова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 5. – С. 3–7. О внедрении инклюзивного образования детей с нарушением слуха в школах города Москвы. |
Голоскокова, Л. И. Обучение слепого ребёнка в общеобразовательной школе [Текст] / Л. И. Голоскокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 6. – С. 41–46. Автор анализирует условия, необходимые для продуктивной инклюзии ребёнка с нарушением зрения в массовую школу. Акцент делается на необходимости психологической подготовки самого ребёнка и его близких, а также педагогических кадров и учеников без нарушения зрения. |
Денисова, О. А. Стратегия и тактики подготовки педагогов инклюзивного образования [Текст] / О. А. Денисова // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 81–89. Сегодня особую актуальность приобретает вопрос о подготовке специалистов для инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями, определяются основные логические ориентиры её стратегии и тактики. Авторы представляют инновационную модель подготовки субъектов Российской Федерации к инклюзивному образованию, раскрывают её многоуровневые характеристики и диверсификационные возможности. |
Капранов, В. К. Повышение доступности качественного образования через сетевое взаимодействие школьных библиотек [Текст] / В. К. Капранов // Открытое и дистанционное образование. – 2012. – № 3. – С. 28–32. Рассматриваются вопросы развития школьной библиотеки в системе модернизации школьного образования, приведены некоторые формы современного функционирования школьных библиотек на основе их сетевого взаимодействия. |
Косарева, У. В. Система образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Самарской области: направления и перспективы развития [Текст] / У. В. Косарева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 6. – С. 5–7. В статье анализируются задачи, стоящие перед системой специального образования Самарской области. Основное внимание уделяется роли службы ранней помощи и инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Лазарева, О. Об успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О. Лазарева // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 9. – С. 47–50. Представлена пошаговая модель инклюзивного маршрута детей, реализуемая на базе одного из детских садов г. Москвы. Фонд СГПИ |
Лемуткина, М. Инклюзив пойдёт на принцип : российские университеты готовятся принять инвалидов [Текст] / М. Лемуткина // Московский комсомолец. – 2012. – 19 нояб. – С. 7. О проблемах доступности высших учебных заведений для инвалидов различных категорий. |
Малофеев, Н. Н. Похвальное слово инклюзии, или речь в защиту самого себя [Текст] / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 1. – С. 3–15. Автор высказывает свое мнение о процессе модернизации системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемой в России, рассматривает зарубежные модели инклюзии, сравнивая их с российской. |
Матасов, Ю. Т. Тьюторское сопровождение в структуре инклюзивного образования [Текст] / Ю. Т. Матасов, А. А. Богданова // Специальное образование. – 2012. – № 3. – С. 64–72. Описываются возможности тьюторского сопровождения в реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, даётся характеристика основных направлений и моделей тьюторского сопровождения учащихся. |
Миронова, С. Дифференцированная подготовка специалистов для инклюзивного образования [Текст] / С. Миронова, О. Коган, Н. Коваль // Коррекционно-развивающее образование. – 2012. – № 3. – С. 52–55. В статье представлен опыт украинских педагогов по разработке новых подходов к созданию учебных программ для дифференцированной профессиональной подготовки психолого-педагогического персонала к реализации инклюзивного образования. |
Науменко, Ю. Содержание Программы коррекционной деятельности массовой общеобразовательной школы [Текст] / Ю. Науменко // Коррекционно-развивающее образование. – 2012. – № 3. – С. 3–12. Дана характеристика Программы коррекционной деятельности массовой общеобразовательной школы, которую должны иметь все общеобразовательные учреждения при наличии в них детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Особенная школа [Текст] // Российская газета. – 2012. – № 258. – С. 13. О внедрении инклюзивного образования в школах Ставропольского края на примере СОШ № 14 г. Пятигорска. |
Панчихина, О. Инклюзивное образование: версия 2012–13 [Текст] / О. Панчихина // Вопросы социального обеспечения. – 2012. – № 17. – С. 4142. О реализации инклюзивной практики в школах г. Москвы, а также истории детей, обучающихся в инклюзивных классах. |
Пономаренко, Г. М. Применение некоторых форм интегрированного обучения детей с ОВЗ в сельской общеобразовательной школе [Текст] / Г. М. Пономаренко, С. Ю. Большиченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 7. – С. 40–43. Рассматриваются вопросы организации обучения детей с задержкой психического развития и с психическим недоразвитием в среде нормально развивающихся сверстников в условиях Свободинской средней общеобразовательной школы. |
Репринцева, Е. А. Проблемы и перспективы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство современной школы [Текст] / Е. А. Репринцева // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 8–16. Особое значение для современного российского образования приобретает интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство современной школы. На основе анализа первых шагов интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую школу автор описывает комплекс условий для саморазвития ребёнка, овладения им системой знаний и умений, навыков применения их на практике. |
Савватеева, Т. Все вместе – в интегрированный класс [Текст] / Т. Савватеева // Надежда. – 2012. – № 5. – С. 11. В статье описаны акции, семинары, творческие мероприятия и мастер-классы, проведённые в 20 субъектах РФ в рамках Недели инклюзивного образования. |
Савина, А. Польша: когда особые дети идут в обычный детский сад [Текст] / А. Савина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 5. – С. 114–123. Об организации занятий в интегрированных дошкольных учреждениях Польши. Фонд СГПИ |
Смолин, О. Н. Эксклюзив об инклюзиве [Текст] / О. Н. Смолин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 8. – С. 3–7. Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Комитета по образованию Государственной Думы О. Н. Смолина с докладом «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества» на Парламентских слушаниях (12 апреля 2012 год). |
Соловьёва, Т. А. К проблеме оценки результатов развития способности к продуктивному общению как особой образовательной потребности интегрированных учащихся с нарушением слуха [Текст] / Т. А. Соловьёва // Дефектология. – 2012. – № 5. – С. 69–76. В статье представлен один из возможных подходов к оценке результативности усвоения специального (коррекционного) содержания образования детьми с нарушением слуха, получающими общее начальное образование совместно со слышащими сверстниками в условиях общеобразовательной школы. |
Шевелева, Д. Инклюзивное обучение детей с различными образовательными возможностями: психолого-педагогическое обоснование [Текст] / Д. Шевелева // Коррекционно-развивающее образование. – 2012. – № 4. – С. 3–12. Автор предлагаемой статьи рассматривает один из актуальных сегодня вопросов – обучение детей с нарушениями психофизического развития совместно со здоровыми сверстниками. |
Эрц Нафтульева, Ю. М. Поведенческая программа инклюзии как способ помощи особому ребёнку [Текст] / Ю. М. Эрц Нафтульева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 5. – С. 33–38. Описана стратегия обучения аутичных детей, от применения которой зависит успешность их инклюзии. |