Обучение детей со сложными дефектами развития
2012 год
Битова, А. Л. Методы и приёмы стимуляции речи детей, имеющих тяжёлые и множественные нарушения развития [Текст] / А. Л. Битова, Л. А. Островская // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2012. – № 4. – С. 2–3. Описано использование полисенсорного подхода к стимуляции речевого развития, применение метода сенсорной интеграции, элементов альтернативной коммуникации, помогающие ребёнку с множественными нарушениями развития в обретении навыков вербального общения и невербальной коммуникации. Фонд СГПИ |
Гнитько, Л. П. Ранняя медико-социально-психологическая помощь детям и их родителям [Текст] / Л. П. Гнитько // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2012. – № 2. – С. 66–84. Описан опыт работы «Службы ранней помощи детям с особыми потребностями и их семьям», действующей на базе Томского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Фонд СГПИ |
Головчиц, Л. А. Совершенствование форм коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития [Текст] / Л. А. Головчиц // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 25–33. Проблема помощи детям с комплексными нарушениями в развитии остаётся одной из наиболее актуальных и сложных в отечественной и зарубежной сурдопедагогике. Недостаточная эффективность воспитания и обучения этих детей обусловливает поиск новых форм организации коррекционной работы и новых педагогических технологий. В своей статье автор определяет основные задачи коррекционно–педагогической помощи этой категории детей, разбирает положительные и отрицательные стороны различных методов и форм работы. |
Ерошина, Г. Ю. Разработка и реализация моделей интеграции детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в системе специального обучения [Текст] / Г. Ю. Ерошина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 3–8. Освещён практический опыт коррекционно-воспитательной работы Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната «Вера» г. Рязани проведения комплекса внеурочных мероприятий с тяжело умственно-отсталыми детьми. |
Ильина, С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников в процессе обучения русскому языку: состояние, проблемы и перспективы [Текст] / С. Ю. Ильина // Специальное образование. – 2012. – № 3. – С. 39–48. Рассматриваются современные подходы к речевому развитию умственно отсталых учеников 5–9 классов, анализируются основные недостатки сложившихся методов и определяются перспективы совершенствования процесса обучения русскому языку с целью улучшения речевого развития учащихся. |
Кицул, Н. С. Реабилитационный центр – школа жизни для детей с тяжёлыми нарушениями развития [Текст] / Н. С. Кицул // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 7. – С. 33–39. Представлен опыт работы реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями города Курчатова по социализации и социальной адаптации. |
Климонтович, Н. А. «Улыбнитесь, вас снимают!»: видеокамера как средство социальной реабилитации [Текст] / Н. А. Климонтович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 8. – С. 33–36. Статья рассказывает об опыте работы по социализации молодых людей с тяжёлыми нарушениями развития на примере неформального «Молодёжного клуба» Центра реабилитации инвалидов детства. Подробно описаны формы увлекательной творческой деятельности участников, её задачи, этапы, результаты воздействия. |
Кроткова, А. В. Особенности психического развития дошкольников с церебральным параличом, имеющих нарушения зрения [Текст] / А. В. Кроткова // Дефектология. – 2012. – № 5. – С. 33–41. Представлены результаты психолого-педагогического изучения психомоторного развития дошкольников с церебральным параличом, имеющих нарушения зрения. Описаны особенности двигательного, эмоционально-волевого и коммуникативного развития, состояния разных видов деятельности. |
Мамаева, А. В. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с церебральным параличом, имеющих разные уровни сформированности экспрессивной речи [Текст] / А. В. Мамаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 5. – С. 24–32. Результаты исследования показывают уровень сформированности экспрессивной речи детей 7-9 лет с церебральным параличом и содержание логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей. |
Проглядова, Г. А. Особенности логопедического обследования письменной речи младших школьников с глубокими нарушениями зрения [Текст] / Г. А. Проглядова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 5. – С. 26–28. Представлена специфика работы логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения, на примере логопедической работы в Красноярской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III–IV видов. |
Ростомашвили, Л. Н. Программно-методическое обеспечение адаптивного физического воспитания детей со сложными нарушениями развития [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1. – С. 52–54. Рассматриваются особенности психофизического развития, своеобразие психомоторного развития детей со сложными нарушениями, программно-методическое обеспечение адаптивного физического воспитания, включающее в себя коррекционно-развивающую программу и инновационную методику обучения двигательным действиям детей со сложными нарушениями развития. Фонд СГПИ |
Ростомашвили, Л. Н. Формирование игровой деятельности у детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями в развитии [Текст] / Л. Н. Ростомашвили // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 3. – С. 28–31. Рассматриваются педагогические аспекты организации игровой деятельности детей со сложными нарушениями развития. Фонд СГПИ |
Селитреникова, Т. А. Управление процессом адаптивного физического воспитания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I-V вида [Текст] / Т. А. Селитреникова // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 3. – С. 22–24. В статье рассматриваются вопросы комплексного контроля над процессом физического воспитания детей с патологией сенсорной системы. Приводятся аспекты и направления анализа деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-V вида. Фонд СГПИ |
Учуваткина, Н. А. Особенности понимания связных текстов детьми со сложными нарушениями развития [Текст] / Н. А. Учуваткина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2012. – № 6. – С. 13–17. Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками, носит характер систематического последовательного изложения. Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами. В своей статье автор раскрывает особенности работы по формированию диалогической речи, описывает комплексную систему коррекционной помощи детям младшего школьного возраста, имеющим сочетание интеллектуального нарушения с нарушениями в двигательной, сенсорной, речевой сферах. |
Фатеева, О. А. Как обучать всех по-разному [Текст] / О. А. Фатеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 7. – С. 48–52. Сегодня школы ориентируются на индивидуализацию образовательных услуг с учётом интересов учащихся, ставя приоритеты на организацию образовательной среды и реабилитационного пространства (опыт Курской области). |