Обучение детей с умственной отсталостью
2017 год
Айвазян, Е. Б. Особенности общения ребёнка раннего возраста с синдромом Дауна и его матери в зависимости от некоторых социально-демографических и психологических факторов [Текст] / Е. Б. Айвазян, Г. Ю. Одинокова, Ю. А. Разенкова // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 29–35. В статье обсуждаются такие факторы, как состав семьи ребенка с синдромом Дауна, семейное положение матери, её образование, опыт взаимодействия с другими детьми, владение коммуникативными умениями, мотивация матери к развитию общения у ребёнка, а также госпитализация ребёнка в медицинские учреждения. Показана взаимосвязь представленных факторов с характеристиками поведения, проявляющимися во взаимодействии матери и ребёнка раннего возраста с синдромом Дауна. |
Андреев, В. В. Особенности начального обучения игре в баскетбол детей 12–13 лет с умственной отсталостью в условиях средней общеобразовательной школы [Текст] / В. В. Андреев, Н. А. Шурышев, А. В. Фоминых // Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 1. – С. 20–22. Представлены результаты педагогического исследования по начальному обучению игры в баскетбол детей с умственной отсталостью в возрасте 12–13 лет, обучающихся в коррекционных классах средней общеобразовательной школы. Выявлены и доказаны эффективные методы и средства обучения в совокупности с психологическим воздействием. Фонд СГПИ |
Белявский, Б. В. Вопросы трудового обучения и профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной образовательной организации [Текст] / Б. В. Белявский // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 8. – С. 10–17. Автор поднимает вопросы теории и практики профориентационной деятельности в образовательных организациях, обучающих детей и подростков с интеллектуальными нарушениями. Анализируется проект учебного плана федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательной области «Технология» и предлагается опыт экспериментальных образовательных организаций. |
Высовень, Г. И. Мини-волейбол по-японски как средство адаптивной двигательной рекреации [Текст] / Г. И. Высовень, О. А. Барабаш // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 6. – С. 57–62. Раскрыты возможности мини-волейбола по-японски как одного из средств адаптивной двигательной рекреации для учащихся с лёгкой умственной отсталостью. Приведены правила игры, материалы для планирования занятий. |
Закрепина, А. В. Развитие речи и обучение альтернативной коммуникации: основные компоненты рабочей программы (варианта 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] / А. В. Закрепина, Е. А. Стребелева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 2. – С. 33–42. В статье раскрываются основные структурные и содержательные элементы рабочей программы «Речь и альтернативная коммуникация», направленной на расширение речевой практики и социальных возможностей умственно отсталых младших школьников. |
Кабелка, И. В. Системный подход к изучению карты на уроках географии в школе VIII вида [Текст] / И. В. Кабелка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 5. – С. 20–25. В статье раскрыты последовательность и методические приёмы формирования знания карты у учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения географии. |
Кинаш, Е. А. «Русский язык» и «Чтение»: основные компоненты рабочей программы (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст] / Е. А. Кинаш // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 4. – С. 33–42. В статье раскрыты основные структурные и содержательные элементы рабочих программ «Русский язык» и «Чтение», разработанных с целью формирования предпосылок к освоению грамоты у детей с интеллектуальными нарушениями в условиях дополнительного первого класса. |
Кремнева, Е. Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью: влияние коррекционного обучения [Текст] / Е. Кремнева // Дошкольное воспитание. 2017. – № 10. – С. 86–91. Представлены результаты экспериментального исследования с описанием диапазона коммуникативных проявлений у детей в ответ на инициативное обращение к ним взрослого: от элементарных реакций до общения со сверстниками в предметно-игровых действиях. Выявленные особенности коммуникации определяют стратегию коррекционно-педагогической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью. Раскрываются педагогические условия, задачи, содержание и приёмы работы. Показано влияние педагогического воздействия на становление коммуникативных умений у детей данной категории старшего дошкольного возраста. Фонд СГПИ |
Кудрявцева, М. В. Обучение школьников с интеллектуальными нарушениями построению многоугольников на основе реализации деятельностного подхода [Текст] / М. В. Кудрявцева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 1. – С. 47–53. В статье раскрываются некоторые методические приёмы обучения школьников с умственной отсталостью построению многоугольников. В основу коррекционно-педагогической работы положен деятельностный подход, реализация которого позволяет формировать осознанные, прочные знания и обобщённые способы действий. |
Лещинская, Т. Л. Обучение и изменение жизненных смыслов взрослых с интеллектуальной недостаточностью, проживающих в психоневрологических домах-интернатах [Текст] / Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская // Дефектология. – 2017. – № 6. – С. 39–48. Представлены социальные и индивидуальные результаты обучения взрослых с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), проживающих в психоневрологических домах-интернатах Республики Беларусь. |
Скивицкая, М. Е. Формирование обобщённых способов измерительной и вычислительной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на основе использования электронного тренажера [Текст] / М. Е. Скивицкая // Дефектология. – 2017. – № 5. – С. 70–77. Представлены результаты разработки методики формирования обобщённых способов измерительной и вычислительной деятельности у учащихся с лёгкой степенью интеллектуальной недостаточности. Раскрыты цель, задачи, содержание, методы, приёмы, средства и формы обучения, применяемые в процессе формирования указанных способов деятельности у данной категории учащихся с использованием электронного тренажёра на уроках учебных предметов «Математика», «Трудовое обучение» и «Социально-бытовая ориентировка». |
Степанова, В. А. Коллегиальное консультирование как одна из форм сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна [Текст] / В. А. Степанова // Дефектология. – 2017. – № 3. – С. 49–56. Раскрывается содержание коллегиального консультирования семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с синдромом Дауна на базе центра ранней помощи, определяются состав его участников, задачи консультирования, принципы общения с семьями и их реализация на разных этапах консультирования. |
Стребелева, Е. А. Методика педагогического обследования первоклассников с умственной отсталостью [Текст] / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Дефектология. – 2017. – № 6. – С. 56–65. Представлена методика педагогического обследования ребёнка восьмого года жизни с лёгкой умственной отсталостью с подробным описанием заданий и критериями оценки их выполнения. |
Стребелева, Е. А. Развитие речи и обучение альтернативной коммуникации первоклассников с умственной отсталостью (основные компоненты содержания рабочей программы варианта 2) [Текст] / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 5. – С. 9–19. В статье рассмотрены основные компоненты рабочей программы «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью. Содержание программы 1-го класса направлено на расширение коммуникативных возможностей умственно отсталых первоклассников. |
Чернова, И. М. Речь и альтернативная коммуникация. Программа учебного предмета [Текст] / И. М. Чернова, Т. А. Дементьева, Е. В. Клевцова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 6. – С. 35–42. Представлена программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для I–V классов школ для обучающихся с нарушениями интеллекта, разработанная в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
Шинкаренко, В. А. Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся с интеллектуальной недостаточностью в Республике Беларусь: современные тенденции и перспективы развития [Текст] / В. А. Шинкаренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 8. – С. 27–34. Рассмотрены трансформационные процессы в системе трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся с интеллектуальной недостаточностью в Республике Беларусь. Акцентируются вопросы её развития с учётом условий интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования. |