Обучение детей с умственной отсталостью
2016 год
Айвазян, Е. Б. Особенности поведения ребёнка раннего возраста с синдромом Дауна во взаимодействии с матерью: феномен отказов от общения [Текст] / Е. Б. Айвазян, Г. Ю. Одинокова // Дефектология. – 2016. – № 6. – С. 65–70. В статье рассматривается одна из особенностей поведения ребёнка раннего возраста с синдромом Дауна во взаимодействии с матерью – отказы от общения с ней. Анализ самого феномена и предшествующих ему действий, а также рассмотрение феномена в контексте всего поведения матери и ребенка во взаимодействии позволяет предполагать, что отказы от общения связаны с неблагополучием развития общения в паре. Это определяет такие задачи психолого-педагогической работы как создание условий для развития у ребёнка потребности в общении и обучение матери умениям создавать эти условия во взаимодействии с ребёнком. |
Галкина, В. А. поэтапное формирование готовности к самоконтролю у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью в процессе обучения [Текст] / В. А. Галкина // Дефектология. – 2016. – № 3. – С. 65–73. Представлены результаты сравнительного исследования контрольных умений у детей данной категории и их нормально развивающихся сверстников. Описана и обоснована специальная технология, предлагаемая для решения обозначенной проблемы. Показана эффективность данной технологии на основе результатов её апробации в одном из коррекционных учреждений г. Москвы. |
Данилина, К. К. Социально-психологические особенности детей и подростков с синдромом умственной отсталости, сцепленной с ломкой хромосомой Х [Текст] / К. К. Данилина // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 10–20. Представлены результаты изучения, описания и сравнения показателей адаптивного поведения, характерных для детей и подростков данной категории. Полученные данные позволяют получить более объективную картину качества функционирования этой группы лиц, определить перспективы и возможные пути их социальной интеграции на основе разработки коррекционно-развивающих программ для каждого возрастного периода. |
Иванова, М. М. Речевое развитие детей с синдромом Дауна в игровом взаимодействии со взрослыми [Текст] : методические рекомендации / М. М. Иванова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 2. – С. 13–21. В статье представлен дифференцированный подход к речевому развитию детей с синдромом Дауна в игровом взаимодействии со взрослыми, методические приёмы его коррекции. |
Илюшина, И. В. К вопросу о формировании полоролевого поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью [Текст] / И. В. Илюшина, О. В. Новикова, Н. А. Илюшина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2016. – № 3. – С. 80–83. В статье рассмотрены условия использования компьютерных игр и упражнений в образовательной деятельности по формированию представлений о себе и окружающем мире у дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Фонд СГПИ |
Кабелка, И. В. Системный подход к изучению плана на уроках географии в школе VIII вида [Текст] / И. В. Кабелка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 4. – С. 21–26. В статье представлена последовательность и методические приёмы формирования знания плана у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения географии. |
Кремнева, Е. А. Изучение коммуникативных проявлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Кремнева // Дефектология. – 2016. – № 4. – С. 88–94. Представлены результаты изучения особенностей контактов детей с умственной отсталостью дошкольного возраста с незнакомым взрослым. Описаны возможные направления и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми. |
Мартынова, И. И. Формирование представлений о ближайшем социальном окружении у младших школьников с умственной отсталостью [Текст] / И. И. Мартынова // Дефектология. – 2016. – № 1. – С. 35–42. В статье описано содержание коррекционно-педагогической работы по формированию представлений о ближайшем социальном окружении у младших школьников с умственной отсталостью. |
Мерненко, П. Д. Воспитание анализаторов умственно-отсталых детей [Текст] / П. Д. Мерненко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 7. – С. 41–53. В статье 1928 года описан опыт Медико-педагогической станции по созданию системы сенсо-моторного воспитания умственно-отсталых школьников на основе труда, игры и быта, который будет интересен и полезен современным дефектологам. |
Мордашова, Е. Г. Влияние занятий йогой на развитие гибкости детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью [Текст] / Е. Г. Мордашова, Ю. А. Бахарев // Адаптивная физическая культура. – 2016. – № 4. – С. 44–46. В статье рассматривается эффективность занятий йогой в рамках внеурочной деятельности на развитие гибкости младших школьников с умственной отсталостью. Фонд СГПИ |
Одинокова, Г. Ю. Использование игры для развития взаимодействия матери и ребёнка раннего возраста с синдромом Дауна [Текст] / Г. Ю. Одинокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 8. – С. 50–53. В статье рассматриваются игры, используемые на занятиях с детьми второго года жизни с синдромом Дауна с целью развития у них активного желания играть и общаться со взрослыми. |
Поселенов, А. В. Формирование учебных умений, обеспечивающих усвоение теоретического компонента программы трудового обучения умственно отсталыми детьми [Текст] / А. В. Поселенов // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2016. – № 3. – С. 73–79. Статья посвящена проблеме формирования учебных умений у школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения. Описана необходимость включения теоретического компонента в программу трудового обучения. Автором представлена технология составления алгоритмов устных ответов школьников с нарушением интеллекта на уроках труда. Приводится пример алгоритма практической работы. Фонд СГПИ |
Стребелева, Е. А. Выбор варианта адаптированной основной общеобразовательной программы обучения детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 4. – С. 3–7. Статья посвящена вопросу выбора варианта Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучения детей с нарушениями интеллекта в свете современного ФГОС. |
Царёв, А. М. специальная индивидуальная программа развития как основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС [Текст] / А. М. Царёв // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 3. – С. 33–42. Рассмотрены актуальные вопросы образования детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в контексте ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Особое внимание уделено разработке специальной индивидуальной образовательной программы развития как необходимого условия образования данной категории обучающихся. |