Обучение детей с умственной отсталостью
2015 год
Андреева, Е. И. Специфика межличностного взаимодействия со сверстниками дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е. И. Андреева, Л. С. Медникова // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 11–19. Представлены результаты экспериментального исследования межличностного взаимодействия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками, проведённого на базе дошкольных образовательных организаций комбинированного вида Оренбурга. Выделены типологические особенности межличностного взаимодействия дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью. |
Бутусова, Т. Ю. Изучение самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в играх с правилами [Текст] / Т. Ю. Бутусова // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 59–67. Представлены результаты сравнительного изучения самостоятельных умений детей старшего дошкольного возраста – нормально развивающихся и их сверстников с нарушением интеллекта, в ходе организованных с ними игр с правилами. Выявлены особенности изучаемых умений у детей с нарушением интеллекта. |
Вечер, М. В. Коммуникативные средства младших школьников с умеренной умственной отсталостью: к постановке проблемы исследования [Текст] / М. В. Вечер // Специальное образование. – 2015. – № 4. – С. 27–33. В статье представлена теоретическая и практическая значимость результатов исследований различных ученых об особенностях коммуникативных средств и формирования навыка общения у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью. Особое внимание уделяется включению в круг рассматриваемых тем применяемых в работе с детьми данной группы вербальных и невербальных средств коммуникации по формированию навыков общения. Рассматривается практическая работа с детьми с умеренной умственной отсталостью как перспективное направление формирования необходимых коммуникативных навыков для общения как со взрослыми, так и с детьми. |
Власова, С. В. Особенности формирования начальных математических представлений у детей с синдромом Дауна [Текст] / С. В. Власова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2015. – № 2. – С. 70–73. Представлены приёмы работы по формированию математических представлений у детей с синдромом Дауна при помощи мультисенсорного пособия Нумикон. |
Заиграева, Н. В. Взрослость в понимании умственно отсталых подростков [Текст] / Н. В. Заиграева, Ю. Л. Волкова // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 50–58. В статье представлены результаты изучения представлений о взрослость подростков с умственной отсталостью, проанализированы факторы, влияющие на их формирование. Выявлены существенные различия по качественным и содержательным характеристикам изучаемых представлений, проведён их дифференцированный анализ с учётом психологических типов подростков с лёгким психическим недоразвитием. |
Зак, Г. Г. Система коррекционной работы по развитию графомоторных навыков у детей с синдромом Дауна [Текст] / Г. Г. Зак, А. В. Кубасов, Н. В. Сергеева // Специальное образование. – 2015. – № 2. – С. 52–62. Представлен опыт работы Карпинской коррекционной школы-интерната по разработке и реализации индивидуального маршрута развития графомоторных навыков у учащихся с синдромом Дауна в рамках коррекционного курса «Двигательное развитие». |
Инденбаум, Е. Л. Устная речь умственно отсталых младших школьников: детерминанты индивидуальных различий и пути улучшения [Текст] / Е. Л. Инденбаум, И. О. Позднякова, В. И. Нодельман // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 3–10. Охарактеризовано качество устной речи умственно отсталых детей. Обозначены проблемы, касающиеся уточнения некоторых педагогических взглядов на требования к речи обучающихся и педагогов. Перечислены условия, способствующие совершенствованию качества высказываний, повышению речевой активности умственно отсталых младших школьников. |
Кабелка, И. В. Умственное развитие учащихся школы VIII вида в процессе обучения естествознанию [Текст] / И. В. Кабелка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 6. – С. 42–48. В статье раскрыта сущность таких понятий, как «приёмы умственной деятельности» и «приёмы учебной работы». Рассматривается деятельность учителя по формированию у учащихся с интеллектуальной недостаточностью приёмов умственной деятельности на уроках естествознания. |
Лифанова, Т. М. Дифференцированный подход к учащимся с нарушениями интеллектуального развития на уроках географии [Текст] / Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина // Специальное образование. – 2015. – № 2. – С. 77–86. На современном этапе развития специального образования наблюдается тенденция к реализации личностно ориентированного подхода в образовании, всестороннему учёту способностей, наклонностей и интересов каждого ребёнка, поэтому одной из важнейших задач современных общеобразовательных и специальных школ является реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода к процессу обучения детей. Авторы выделяют 3 группы учащихся, разделённых по уровню овладения географическими знаниями и рассматривают вариативные задания, которые позволяют сформировать и закрепить все компоненты общегеографических и общеучебных знаний, осуществлять дифференцированный подход к учащимся с умственной отсталостью в процессе изучения каждой конкретной темы. |
Луценко, С. А. Развитие быстроты реагирования у подростков с интеллектуальными нарушениями на занятиях по флорболу в процессе физкультурно-оздоровительной работы [Текст] / С. А. Луценко // Адаптивная физическая культура. – 2015. – № 3. – С. 27–31. В статье представлена программа физкультурно-оздоровительных занятий с использованием флорбола для развития быстроты реагирования у умственно отсталых подростков и результаты педагогического эксперимента по оценке её эффективности. Фонд СГПИ |
Мартынова, И. И. Изучение представлений о ближайшем социальном окружении младших школьников с умственной отсталостью [Текст] / И. И. Мартынова // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 66–75. В статье описаны результаты изучения представлений о ближайшем социальном окружении у младших школьников с нарушением интеллекта. Установлено своеобразие указанных представлений, их ограниченный запас, выделены уровни и качественные характеристики их сформированности, которые можно использовать при построении программ коррекционной работы. |
Одинокова, Г. Ю. Феномены общения ребёнка раннего возраста с синдромом Дауна [Текст] / Г. Ю.Одинокова // Дефектология. – 2015. – № 2. – С. 56–63. Представлены результаты исследования общения матери и ребёнка раннего возраста с синдромом Дауна. Описаны направления коррекционной работы по преодолению неблагополучия в развитии общения в указанной диаде. |
Фёдорова, Т. Н. Методика коррекции нарушений мелкой моторики при умственной отсталости у младших школьников [Текст] / Т. Н. Фёдорова, Е. В. Пинегина // Адаптивная физическая культура. – 2015. – № 1. – С. 9–11. Представлена методика коррекционной гимнастики с включением упражнений на мелкую моторику при умственной отсталости. |