Обучение детей с умственной отсталостью
2014 год
Баблумова, М. Е. К вопросу формирования коммуникативных умений у детей с умеренной умственной отсталостью [Текст] / М. Е. Баблумова // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 3. – С. 44–46. Описаны современные технологии формирования коммуникативных умений у дошкольников с данной структурой дефекта. Фонд СГПИ |
Баенская, Е. Р. Приёмы психологической коррекционной помощи в преодолении страхов у детей с аутизмом [Текст] / Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, И. Е. Гусева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 2. – С. 11–18. Даны основы коррекционной работы по преодолению страхов у детей с разными типами аутистического развития. |
Барабаш, О. А. Лонгитюдное исследование формирования двигательных способностей учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости 8–15 лет [Текст] / О. А. Барабаш // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 2. – С. 23–25. В статье представлены основные описательные статистические параметры, отражающие динамику формирования двигательных способностей учащихся с умственной отсталостью за десятилетний период их обучения, полученные на основе применения лонгитюдного метода исследования. |
Бирюкова, Н. Ю. Состояние представлений о неживой природе у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида [Текст] / Н. Ю. Бирюкова // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 2. – С. 12–16. Вниманию специалистов представлено экспериментальное исследование состояния природоведческих представлений у учащихся младших классов. Исследование проведено на базе Московской коррекционной школы и рекомендовано коллегам для практического применения. Фонд СГПИ |
Борисова, Н. А. Исследование процессов замещения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Н. А. Борисова // Дефектология. – 2014. – № 1. – С. 38–44. Существенное недоразвитие символической способности у умственно отсталых дошкольников отрицательно сказывается на овладении всеми видами детской деятельности, препятствует развитию психических процессов, ограничивает возможности социализации. Результаты экспериментального исследования способности к замещению у детей данной категории, проведённого в специальных дошкольных учреждениях г. Череповца представлены в предлагаемой статье. |
Высовень, Г. И. Мини-волейбол по-японски как средство организации внеурочной деятельности по физической культуре учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости [Текст] / Г. И. Высовень // Адаптивная физическая культура. – 2014. – № 1. – С. 18–19. В статье представлены история возникновения и характеристика мини-волейбола по-японски, показаны возможности использования этого вида спортивной игры в коррекционной школе VIII вида. |
Жиянова, П. Л. Системный подход к сопровождению ребёнка раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна [Текст] / П. Л. Жиянова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 1. – С. 5–13. В статье раскрыты общие принципы современного подхода к оказанию ранней помощи, последовательные этапы сопровождения семьи в условиях реабилитационного центра. Описана организация работы Центра ранней помощи «Даунсайд Ап» (г. Москва), формы и методика помощи детям с синдромом Дауна. |
Зайцева, М. К. Речевое взаимодействие педагога и ребёнка с аутизмом на занятиях по развитию изобразительной деятельности [Текст] / М. К. Зайцева, Е. А. Кричевец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 2. – С. 19–27. В статье анализируется стиль речевого общения педагога с ребёнком во время индивидуальных занятий творческой деятельностью. Особое значение на занятиях рисованием с аутичными детьми придаётся эмоциональной составляющей. Приводятся рекомендации по речевому взаимодействию, способствующему развитию самовыражения и коммуникации в изобразительной деятельности. |
Зак, Г. Г. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью [Текст] / Г. Г. Зак, О. Г. Нугаева, Н. В. Шульженко // Специальное образование. – 2014. – № 1. – С. 52–59. Описана методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью с определением уровня сформированности социально-бытовых навыков и их характеристики. |
Либлинг, М. М. Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения [Текст] / М. М. Либлинг // Дефектология. – 2014. – № 3. – С. 30–44. Обсуждаются методические и этические аспекты игровой холдинг терапии как одного из основных методов коррекционной помощи аутичному ребёнку. Раскрыты его психологические особенности и опыт практического применения. |
Нечаева, Т. Н. Пролонгированное консультирование семьи ребёнка раннего возраста [Текст] / Т. Н. Нечаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 1. – С. 14–21. В статье рассказывается о видах индивидуальной работы педагога с семьёй ребёнка раннего возраста с синдромом Дауна. Описываются цели, задачи, структура и основные особенности данных видов работы с семьёй. |
Панфилова, И. А. Некоторые аспекты логопедической помощи в рамках семейно-центрированного подхода [Текст] / И. А. Панфилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 1. – С. 22–31. Автор освещает опыт логопедической работы в Центре ранней помощи «Даунсайд Ап», характеризует трудности, с которыми сталкиваются логопеды в своей работе, а также коррекционные подходы и методы, которые помогают развить речь у ребёнка с синдромом Дауна, описывает трудности в практической деятельности. |
Пасечник, Л. Особенности психофизической тренировки для детей с умственной отсталостью на занятиях адаптивной физической культурой [Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 55–66. Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью – одно из средств не только устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного психофизического развития, укрепления здоровья, адаптации и возможной интеграции в социум. Автор статьи предлагает примерный комплекс психофизических тренировок для детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью старшего дошкольного возраста. Фонд СГПИ |
Полякова, Е. М. Опыт работы с детьми, имеющими выраженные интеллектуальные нарушения [Текст] / Е. М. Полякова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 4. – С. 16–19. В статье рассказывается о работе волонтёров с данной категорией детей, находящихся в детском доме-интернате. Описаны негативные последствия пребывания в интернатной среде для психического развития детей, раскрыта специфика работы сестёр милосердия и добровольцев в условиях интерната: эмоциональное общение, вербальный контакт, развитие социально-бытовых навыков. |
Ржевская, Л. А. Опыт использования элементов технологии развития критического мышления на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе [Текст] / Л. А. Ржевская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 7. – С. 28–38. Представлены уроки внеклассного чтения для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости, проводимые с применением элементов технологии развития критического мышления, способствующей формированию навыка осмысленного чтения, развитию речи, стимулирующей детей к собственному высказыванию. |
Степанова, В. А. Работа с детьми и родителями в объединённом пространстве «Песочница» [Текст] / В. А. Степанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 1. – С. 33–38. В предлагаемой статье обоснована актуальность групповой работы с детьми с синдромом Дауна раннего возраста, которая способствует первичной социализации, рассмотрены основные приёмы, применяемые психологом в процессе ведения группы и работы с родителями. |
Толстикова, О. Н. Особенности преодоления трудностей при решении мыслительных и практических задач младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / О. Н. Толстикова // Дефектология. – 2014. – № 2. – С. 36–42. Автор описывает результаты экспериментального обучения использования различных форм коррекционной работы, направленной на формирование мотивации к практической деятельности у детей с умственной отсталостью в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. |