Обучение детей с задержкой психического развития
2013 год
Афонина, Н. Дары осени [Текст] / Н. Афонина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 89–95. Автор предлагает конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Фонд СГПИ |
Борякова, Н. Ю. Развитие мнестических процессов у детей с задержкой психического развития в структуре коррекционной работы [Текст] / Н. Ю. Борякова, Т. И. Дубровина, О. С. Орлова // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 5–11. Представлены рекомендации к построению коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков мнестических процессов с учётом выделенных качественных параметров и уровней развития памяти у дошкольников с ЗПР в условиях специального детского сада. |
Выродова, И. А. Музыка в системе ранней помощи детям с органическим поражением ЦНС [Текст] / И. А. Выродова // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 51–59. Раскрыты педагогические технологии использования музыки и музыкальных средств в коррекционной работе с детьми раннего возраста с поражением центральной нервной системы. |
Горинова, М. Н. Логопедическое обследование дошкольников с ЗПР [Текст] / М. Н. Горинова // Практический психолог и логопед. – 2013. – № 3. – С. 67–69. Представлена система обследования детей с задержкой психического развития. Приведены примеры логопедических заключений и схемы анализа логопедических занятий. Фонд СГПИ |
Инденбаум, Е. Л. Об информативности опросников в диагностике личности детей и подростков с лёгкими формами интеллектуальной недостаточности [Текст] / Е. Л. Инденбаум // Дефектология. – 2013. – № 5. – С. 3–13. Статья посвящена проблеме оценки особенностей личности детей и подростков с лёгкими формами интеллектуальной недостаточности с помощью опросников и беседы. Показана невозможность интерпретации результатов общепринятыми способами. Выделены критерии, являющиеся информативными для оценки личности подростков с разной мерой интеллектуальной недостаточности. |
Козырева, О. А. Преодоление несформированности языкового анализа и синтеза у младших школьников с ЗПР [Текст] / О. А. Козырева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 2. – С. 75–85. Несформированность языкового анализа и синтеза выражается в виде нарушений процессов чтения и письма. Дети с задержкой психического развития оказываются не в состоянии овладеть навыками языкового анализа и синтеза в должной мере и нуждаются в более углубленной логопедической работе. Эта работа должна вестись с использованием разнообразных по форме, содержанию и сложности игр и упражнений. Предлагаемый методический материал отражает результаты многолетней практической деятельности автора. Все предлагаемые игры и упражнения прошли апробацию и могут быть использованы на логопедических занятиях, уроках русского языка, в коллективной и индивидуальной работе логопеда. |
Коненкова, И. Д. Новый подход формирования коммуникативной деятельности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / И. Д. Коненкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 37–39. Согласно современной концепции специального образования необходимо способствовать становлению личности детей с особенностями развития, в том числе и дошкольников с задержкой психического развития. В процессе становления личности ведущую роль играет общение, формирование коммуникативной деятельности. Новые формы и технологии формирования коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития представлены в предлагаемой статье. |
Костяникова, О. Ю. Использование техники квиллинг в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ЗПР [Текст] / О. Ю. Костяникова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2013. – № 2. – С. 59–63. В последнее время специалисты коррекционных образовательных учреждений для коррекции восприятия, внимания, речи и мышления детей с задержкой психического развития апробируют использование совместной работы детей и взрослых с бумагой в технике бумагокручения «квиллинг». Принципы этой техники, примеры её использования и основные фигуры освещает предлагаемая статья. Фонд СГПИ |
Ларионова, С. О. Вторичная профилактика девиантного поведения детей с задержкой психического развития [Текст] / С. О. Ларионова // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 62–71. Проблема профилактики девиантного поведения детей с ЗПР в настоящее время является одной из актуальных задач, её решение зависит от выбранных стратегий и средств их реализации. Представлены приоритетные направления, методы, формы, условия, средства и принципы осуществления вторичной профилактики девиантного поведения у данной категории детей. |
Крылова, Е. В. Анализ описательных рассказов учащихся с задержкой психического развития (по данным экспериментального исследования) [Текст] / Е. В. Крылова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 1. – С. 14–16. Представлено экспериментальное исследование по изучению особенностей построения рассказов-описаний по картинкам учащимися с ЗПР 8–9-ти летнего возраста. Охарактеризованы выявленные особенности описательной речи детей, которые могут служить опорой при организации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе коррекционно-логопедической работы. |
Рослякова, С. Линейная игра «Да–нет» [Текст] / С. Рослякова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 5. – С. 88–93. Педагоги, работающие в коррекционных группах с детьми с задержкой психического развития, отбирая эффективные методы и приёмы, которые активизировали бы их познавательную деятельность, опираются на исследования известных специалистов в области детской психологии, которые утверждают, что активизировать познавательную деятельность этих детей надо путём мотивации, а лучший её способ – это игра. Фонд СГПИ |
Суслова, О. И. Особенности интеллектуальной готовности к обучению в школе у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / О. И. Суслова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 7–10. В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с задержкой психического развития, обучающихся в массовой школе, поэтому становится актуальным вопрос изучения и формирования их интеллектуальной готовности к обучению в школе. Описаны различные методики экспериментального изучения. |
Толстикова, О. Н. Особенности отношения к учению младших школьников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / О. Н. Толстикова, Л. С. Медникова // Дефектология. – 2013. – № 5. – С. 14–22. В современной отечественной психологии отношение к явлениям действительности считается психологическим ядром личности, формирующимся под воздействием опыта взаимоотношений с другими людьми. В предлагаемой статье представлены результаты экспериментального изучения отношения к учению младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Рассматриваются особенности их школьных интересов, специфика эмоционального отношения к школе и содержанию учения, участникам учебного процесса (педагогам, родителям, одноклассникам). |