Обучение слепых и слабовидящих детей
2024 год
Гусева, Е. В. Музей «Сенсориум». Новое пространство для знакомства с особенными людьми / Е. В. Гусева // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 6–10. – Текст : непосредственный.
Статья знакомит читателей с музеем ощущений «Сенсориум», предоставляющим уникальные образовательные возможности для посетителей всех возрастов. Каждый посетитель может на себе «примерить» фрагмент жизни человека с нарушением зрения: оказаться в полной темноте и на ощупь ориентироваться в комнате, магазине, парке, в сопровождении слепого экскурсовода.
Комарова, Т. П. Мои глаза на кончиках пальцев рук. Упражнения в пропедевтической работе со слепыми учащимися при обучении письму шрифтом Л. Брайля/ Т. П. Комарова // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 31–39. – Текст : непосредственный.
В статье описаны этапы пропедевтической (подготовительной) работы при овладении письмом по системе Брайля. Представлены адаптированные и сгруппированные упражнения для незрячих учащихся, направленные на развитие умений и навыков осязания, осязательной памяти, мелкой моторики, координированной работы обеих рук, ориентировки в рабочем пространстве.
Лебедева, А. Н. Двигательная реабилитация детей 10–11 лет с нарушениями зрения, обучающихся в условиях школы-интерната / А. Н. Лебедева, О. С. Домогашев // Адаптивная физическая культура. – 2024. – № 2. – С. 32–34. – Текст : непосредственный.
Представлены материалы педагогического исследования, посвящённые повышению показателей двигательной подготовленности и коррекции двигательных нарушений школьников 10–11 лет с нарушениями зрения, обучающихся в специальном учебном заведении в виде школы-интерната. В качестве средств применялись подвижные игры специальной направленности, по окончанию применения методики получены положительные результаты.
Липаева, С. А. Сценарий игровой программы «Поиграем вместе» в рамках семейного клуба: для дошкольников 4 – 5 лет с нарушением зрения и их родителей / С. А. Липаева, О. Н. Кирина // Логопед. – 2024. – № 4. – С. 71–78. – Текст : непосредственный.
Автором описано совместное занятие родителей и детей, имеющих нарушение зрения. Занятие проведено в формате семейного клуба, созданного для организации различных мероприятий: групповых праздников и развлечений, совместных посещений городских выставок, театрализованных и цирковых представлений, игровых площадок города.
Тяпкина, А. С. Вклад В. И. Федотова в отечественную тифлотехнику / А. С. Тяпкина, В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 1. – С. 60–68. – Текст : непосредственный.
Данная статья посвящена деятельности Виктора Ивановича Федотова – человека, внёсшего существенный вклад в развитие отечественных тифлотехнических средств обучения и реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения.
Фомичёва, Л. В. Концептуально-целевые основы предметно-содержательной направленности технологии «Здоровьесбережение обучающихся с нарушениями зрения» / Л. В. Фомичёва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 1. – С. 30–46. – Текст : непосредственный.
В статье обосновывается содержание технологии «Здоровьесбережение обучающихся с нарушением зрения» как инструментария образовательной деятельности. Рассматриваются концептуально-целевые установки разработки указанной технологии, основывающиеся на состоянии зрительной системы и особенностях здоровья обучающихся с нарушениями зрения как объекте здоровьесбережения в образовательной деятельности.
Шведова, Н. П. Методические аспекты формирования пространственных представлений у слепых и слабовидящих обучающихся / Н. П. Шведова, И. С. Исмаилова, В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 4. – С. 69–79. – Текст : непосредственный.
В статье рассматривается последовательность и особенности проведения коррекционной работы по формированию пространственных представлений у слепых и слабовидящих детей.
Юрьева, Г. В. Ощущаю – воспринимаю – познаю (из опыта работы с детьми со зрительной депривацией) / Г. В. Юрьева // Логопед. – 2024. – № 7. – С. 26–32. – Текст : непосредственный.
В статье затрагивается проблема развития осязания как мощного средства компенсации зрения. Автором приводятся примеры упражнений с подручными предметами на развитие мелкой моторики. Рассматривается пример нестандартных приёмов формирования образа предмета окружающей действительности у незрячих обучающихся.
Якубой, Ю. К. Работа тифлопедагога с детьми дошкольного возраста : рекомендации родителям/ Ю. К. Якубой // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 81–85. – Текст : непосредственный.
В статье показано взаимодействие тифлопедагога с дошкольниками, представлены основные направления работы тифлопедагога в детском саду. Родители получат базовые рекомендации по воспитанию ребёнка с нарушением зрения.