Обучение детей с умственной отсталостью
2024 год
Бахнова, Т. В. Эффективность методики адаптивного физического воспитания с использованием аутомануального комплекса С. М. Норбекова в сочетании с подвижными играми в процессе занятий с интеллектуальными нарушениями / Т. В. Баханова // Адаптивная физическая культура. – 2024. – № 1. – С. 46–48. – Текст : непосредственный.
В статье представлена методика занятий по адаптивному физическому воспитанию, разработанная с учётом комплексного подхода к системе обучения и физического воспитания детей среднего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Методика включала в себя использование аутомануального комплекса С. М. Норбекова в сочетании с физическими упражнениями и подвижными играми.
Богданова, А. С. Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями/ А. С. Богданова // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 50–54. – Текст : непосредственный.
В статье дано представление о пиктограммах, показана значимость их использования для детей с интеллектуальными нарушениями и приведены образцы детских пиктограмм к стихотворению.
Выродова, И. А. Обучение школьников с умеренной умственной отсталостью в детских школах искусств: проблемы и перспективы / И. А. Выродова, М. Б. Патралова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 1. – С. 69–77. – Текст : непосредственный.
Данная статья рассматривает основные проблемы, связанные с обучением детей с умеренной умственной отсталостью в детских школах искусств. Описаны случаи положительного регионального опыта приобщения детей с интеллектуальными нарушениями к сфере музыкальной деятельности.
Гвоздева, А. Ю. Преемственность направлений профильного труда выпускников с интеллектуальными нарушениями и их выбор будущих профессий / А. Ю. Гвоздева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 2. – С. 46–52. – Текст : непосредственный.
Цель представленного автором исследования – выявление преемственности направлений профильного труда, осваиваемого обучающимися с интеллектуальными нарушениями, с теми профессиями/специальностями, которые они выбирают на этапе обучения в колледже. По результатам участия в исследовании трёх коррекционных школ Москвы выявлены специальности, которым отдают предпочтение абитуриенты с интеллектуальными нарушениями при поступлении в учреждения специального профессионального образования в условиях Москвы. В статье обозначена важность дополнительного образования для профессионального самоопределения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Екжанова, Е. А. Особенности проведения групповых занятий в рамках досуговой деятельности детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, находящихся в паллиативном отделении центра содействия семейному воспитанию / Е. А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 2. – С. 37–45. – Текст : непосредственный.
Автором описаны игровые методы обучения детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью. Даны указания на важность контактов с детьми, нуждающимися в паллиативной помощи. Предлагаются приёмы игровой терапии, способы развития мелкой моторики, тактильности и тактильного восприятия. Подробно описана методика проведения групповых досуговых занятий детей с ТМНР.
Коханова, С. К. Зима в лесу : речевое мероприятие для детей с интеллектуальными нарушениями / С. К. Коханова // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 60–66. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие на расширение словарного запаса, представлений об окружающем мире для детей 4–5 лет с интеллектуальными нарушениями. Дети совершат увлекательное путешествие в лес и познакомятся с животными.
Пичугина, И. Н. Проектирование программно-методического обеспечения образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями по профилю трудовой подготовки «Оператор профессиональной уборки (клининг)» / И. Н. Пичугина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 2. – С. 53–66. – Текст : непосредственный.
Автором раскрыто обоснование разработки программно-методического обеспечения по учебному предмету «Профильный труд», профилю трудовой подготовки «Оператор профессиональной уборки (клининг)» с позиции теоретического анализа литературы и нормативных правовых актов в области образования детей с интеллектуальными нарушениями. Уделено внимание содержанию обучения и видов деятельности обучающихся с умственной отсталостью по указанному профилю подготовки в период обучения с 6 по 9 классы. Представлены примерные варианты тематического планирования по отдельным разделам рабочих программ, которые апробированы в практике работы коррекционной школы.
Скира, Е. В. Базовые учебные действия: технология формирования / Е. В. Скира // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 11–15. – Текст : непосредственный.
В статье представлена педагогическая технология формирования базовых учебных действий у обучающихся начальной школы. Обозначены педагогические условия, с учётом которых была разработана педагогическая технология. Предложенная технология включает два этапа и содержит комплекс коррекционно-развивающих упражнений, серию методических приёмов, а также приёмы работы с интерактивной доской SmartBoard.
Скира, Е. В. Состояние умений учащихся третьего класса с лёгкой умственной отсталостью решать составные арифметические задачи / Е. В. Скира // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 1. – С. 37–41. – Текст : непосредственный.
В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей решения арифметических задач обучающимися с лёгкой умственной отсталостью. Выявленные в ходе констатирующего эксперимента типичные ошибки при решении задач позволили определить наиболее эффективные педагогические условия, способствующие лучшему решению составных арифметических задач.
Степанищева, Н. И. Роль цифровых технологий и дистанционной формы обучения в коррекционно-развивающей работе с детьми тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР / Н. И. Степанищева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 1. – С. 95–98. – Текст : непосредственный.
В статье рассмотрены основные особенности дистанционного обучения детей с тяжёлой умственной отсталостью. Представлены формы организации дистанционного обучения, методы и приёмы, применяемые педагогами во время проведения онлайн-уроков.
Фатихова, Л. Ф. Способности к безопасному поведению и качества личности безопасного типа поведения подростков с сохранным и нарушенным интеллектом / Л. Ф. Фатихова // Дефектология. – 2024. – № 1. – С. 34–43. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена сравнительному анализу способностей подростков с сохранным и нарушенным интеллектом к распознаванию, прогнозированию последствий и избеганию опасных для жизни, здоровья и социального благополучия ситуаций, а также качеств личности безопасного типа поведения этих групп подростков. Результаты исследования могут быть использованы для организации дифференцированного подхода к формированию безопасного поведения у подростков в зависимости от наличия/отсутствия у них интеллектуальных нарушений.
Хвастунова, Е. П. Применение дидактических игр на занятиях по развитию изобразительной деятельности для дошкольников с нарушением интеллекта / Е. П. Хвастунова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 1. – С. 87–94. – Текст : непосредственный.
В статье представлены результаты обобщения современных научных исследований, диагностического обследования, коррекционной работы по проблеме изучения особенностей применения дидактических игр в процессе развития предметной, декоративной, сюжетной изобразительной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта; даны методические рекомендации при организации занятий по изобразительной деятельности в условиях ДОУ компенсирующей направленности.