Обучение детей с задержкой психического развития
2024 год
Акулина, А. В. Педагогическая характеристика вариантов развития детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте / А. В. Акулина // Дефектолог. – 2024. – № 3. – С. 61–68. – Текст : непосредственный.
В статье обосновывается необходимость дифференцированного подхода к проектированию специальных образовательных условий для дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). На основе принципов психолого-педагогической дифференциации задержки психического развития приводится развёрнутое педагогическое описание трёх типологических вариантов ЗПР в старшем дошкольном возрасте. Обозначены основные направления использования предложенной характеристики дошкольников с ЗПР в образовательной практике.
Алпатова, О. Б. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития методом сказкотерапии / О. Б. Алпатова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 3. – С. 45–53. – Текст : непосредственный.
В статье актуализирована необходимость применения метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Рассмотрены отечественные исследования разных авторов. Описаны принципы, лежащие в основе метода сказкотерапии, виды сказок, используемых в формировании у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-коммуникативных навыков, необходимых для выстраивания межличностного взаимодействия с окружающими их людьми.
Ашихин, Д. О. Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Д. О. Ашихин // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 54–62. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена изучению особенностей общения старших дошкольников с задержкой психического развития со сверстниками. Представлен анализ научно-исследовательской литературы по проблеме изучения межличностных отношений дошкольников, приведён диагностический инструментарий и критерии оценки, результаты констатирующего эксперимента.
Витман, Ю. А. Педагогические условия развития пространственной ориентировки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в ходе кинезиологических упражнений / Ю. А. Витман // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 75–81. – Текст : непосредственный.
Автором данной статьи описаны педагогические условия и методы для развития пространственной ориентировки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью кинезиологических упражнений.
Выродова, И. А. Модель повышения квалификации воспитателей младенческих групп дома ребёнка / И. А. Выродова // Дифектология. – 2024. – № 1. – С. 44–55. – Текст : непосредственный.
Автором представлена модель повышения профессиональной квалификации воспитателей дома ребёнка, ориентированная на изменение представлений воспитателей о детях и своей профессиональной деятельности; формирование навыков и умений взрослых налаживать и развивать личностно-ориентированное взаимодействие с младенцами-сиротами с нарушениями психического развития.
Микляева, Н. В. Развитие социального интеллекта у детей с задержкой психического развития: формирование установок на взаимодействие и обучение способам ориентировки в социальных явлениях / Н. В. Микляева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 1. – С. 7–19. – Текст : непосредственный.
В статье обобщается опыт коррекционно-развивающей работы по развитию социального интеллекта дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются особенности формирования социальных установок и обучения способам ориентировки в социальных явлениях у детей с задержкой психического развития.
Пономарёва, Л. М. Использование инструментария для экспертной оценки качества адаптации первоклассников с задержкой психического развития в работе школьного психолога / Л. М. Пономарёва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2024. – № 3. – С. 35–44. – Текст : непосредственный.
Автором описаны возможности использования опросников для педагогов и родителей по оценке качества школьной адаптации первоклассников с задержкой психического развития в практической деятельности педагога-психолога. Представлены варианты стратегии адресного психолого-педагогического сопровождения школьников с ЗПР на начальном этапе обучения.