Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи
2024 год
Айнетдинова, Р. М. Логопедическое утро. Речевой режим для дошкольников с нарушениями речи / Р. М. Айнетдинова // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 52–56. – Текст : непосредственный.
В статье приводится пример эффективного комбинирования артикуляционных, дыхательных и ритмических упражнений, комплексно воздействующих на всестороннее развитие дошкольников. Также затрагиваются вопросы соблюдения логопедического режима, участия родителей в коррекционном процессе.
Айнетдинова, Р. М. Сценарий логопедического мероприятия «Сказочное лето» / Р. М. Айнетдинова // Логопед. – 2024. – № 7. – С. 46–52. – Текст : непосредственный.
В статье представлено логопедическое мероприятие для детей 6–7 лет с целью закрепления пройденного материала и совершенствования, полученных в течение учебного года навыков. Может проводиться как в групповом помещении, так и на улице.
Александрина, Е. А. Методическая разработка «Тематическая неделя, посвящённая Дню Победы» для детей с речевыми нарушениями / Е. А. Александрина, Т. Б. Храмова // Логопед. – 2024. – № 6. – С. 31–37. – Текст : непосредственный.
В статье представлена методическая разработка воспитателей дошкольной образовательной организации для детей с речевыми нарушениями ко Дню Великой Победы.
Андронова, Т. А. Составление описательного рассказа о лисе по схеме : занятие для детей 4–5 лет с ТНР / Т. А. Андронова // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 54–58. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие на составление описательного рассказа. В игровой форме дети с нарушениями речи закрепят звукопроизношение и разовьют движения.
Анисимова, А. В. В гостях у Степашки : подгрупповое логопедическое занятие для детей 5–7 лет / А. В. Анисимова // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 48–51. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарный ход подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста, направленного на выработку правильного произношения звуков [с], [ш].
Апатенко, А. А. Виртуальная экскурсия в Музей денег : занятие по познавательному развитию для детей 6–7 лет с ТНР/ А. А. Апатенко // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 40–49. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарный ход занятия, направленного на повышение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, получающих образование в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Бабина, Г. В. Пути формирования слогоритмических характеристик слова у дошкольников с нарушениями речевого развития / Г. В. Бабина // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 100–107. – Текст : непосредственный.
В статье представлены теоретические аспекты исследования слоговой структуры слова и предпосылок её становления у детей дошкольного возраста. Приводятся материалы исследования и развития неречевых процессов, имеющих большое значение для овладения структурно-слоговыми признаками слов.
Баратова, М. С. Удивительное путешествие по весеннему лесу : логопедическое занятие для детей 6–7 лет с ОВЗ/ А. В. Лактионова // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 40–44. – Текст : непосредственный.
В данной статье представлено содержание логопедического занятия для детей дошкольного возраста с использованием элементов сказкотерапии, су-джок терапии и логоритмики.
Блащук, М. В. «Учусь учиться» : урок функциональной грамотности по русскому языку для учащихся 3-го класса/ М. В. Блащук, О. А. Виноградова // Логопед. – 2024. – № 4. – С. 54–59. – Текст : непосредственный.
В статье представлен урок по русскому языку, направленный на функциональную грамотность учащихся 3-го класса, даны интересные задания, приводятся методы работы и оценки результатов.
Бобылёва, Е. В. Знакомство со звуками [ф], [ф’]и буквой Ф. занятие по обучению грамоте детей с ОНР / Е. В. Бобылёва // Логопед. – 2024. – № 7. – С. 41–45. – Текст : непосредственный.
В статье представлено творческое и продуктивное занятие для детей с ОНР по обучению грамоте, насыщенное разнообразными игровыми упражнениями.
Бондаренко, С. Н. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР / С. Н. Бондаренко // Логопед. – 2024. – № 8. – С. 35–41. – Текст : непосредственный.
В статье описаны упражнения по нейрогимнастике для снятия напряжения с мышц лица, глаз, рта, шеи; улучшения возможности приёма и переработки информации и дифференциации звуков при аутизме, синдроме дефицита внимания, задержке психического развития, при тяжёлых нарушениях речи.
Гарат, Е. А. Современные логопедические пособия: обучение речи через движение/ Е. А. Гарат, А. С. Некрасова, Л. Г. Миронова // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 70–75. – Текст : непосредственный.
В статье представлен опыт внедрения в коррекционно-образовательный процесс новых веяний, современных технологий, повышающих мотивацию дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи к занятиям и приводящих к желаемому результату коррекционной работы.
Генералова, О. М. Дом для кошки Милки : занятие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР / О. М. Генералова, М. П. Корнеева // Логопед. – 2024. – № 8. – С. 50–56. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарный ход занятия по развитию речи для детей 5–6 лет с тяжёлыми нарушениями речи с использованием разных речевых упражнений и игровых приёмов.
Гончарова, А. Б. Весёлый зоопарк : сценарий гостиной для детей 5–7 лет и их родителей / А. Б. Гончарова // Логопед. – 2024. – № 7. – С. 72–76. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарий гостиной для родителей и детей 5–7 лет с дизартрией. Родители знакомятся с играми, направленными на расширение активного словарного запаса, развитие памяти и внимания.
Горбунова, Т. А. Комплексная коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста : методическая копилка для специалистов и родителей / Т. А. Горбунова // Логопед. – 2024. – № 7. – С. 92–102. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена комплексной коррекции речевых нарушений у дошкольников. В контексте реализации задач ФОП и ФАОП ДО, общего речевого развития воспитанников и оказания логопедической помощи каждая дошкольная образовательная должна сформировать методическую ресурсную базу, отвечающую критериям валидности, надёжности и эффективности.
Горенкова, О. Г. Сформированность навыков смыслового чтения и работы с текстом у обучающихся 2–4 классов, реализующих адаптированную основную образовательную программу начального общего образования / О. Г. Горенкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 81–93. – Текст : непосредственный.
Предлагаемая статья посвящена обучению смысловому чтению детей с тяжёлыми нарушениями речи. Автором представлена методика работы с текстом детьми обозначенной категории.
Гребенщикова, О. Л. Занятие по обучению грамоте «Дружные звуки и буквы». Звуки [п], [п’], буква П / О. Л. Гребенщикова // Логопед. – 2024. – № 9. – С. 39–44. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие по обучению грамоте детей 6–7 лет с нарушениями речи. Занятие насыщено разнообразными игровыми упражнениями для отработки звуков [п], [п’] и буквы П.
Гришко, М. В. Запуск речи у неговорящих детей : информация для родителей / М. В. Гришко // Логопед. – 2024. – № 8. – С. 93–97. – Текст : непосредственный.
В статье говорится о коррекционной работе с детьми, имеющими задержку речевого развития, анализируется процесс запуска речи.
Гулидова, Е. Е. В гостях у пчёлки Жужи : многофункциональное пособие на автоматизацию звуков / Е. Е. Гулидова, И. А. Чуркина // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 79–83. – Текст : непосредственный.
Автором описывается многофункциональное пособие для логопедических и групповых занятий с детьми дошкольного возраста, предлагаются различные варианты игровой деятельности.
Дженгурова, Л. Н. Использование деревянного массажёра в работе учителя-логопеда с детьми ТНР / Л. Н. Дженгурова // Логопед. – 2024. – № 7. – С. 17–20. – Текст : непосредственный.
Автором описаны игры с помощью массажёра для детей с нарушениями речи. Автор предлагает использовать их не только логопедам дошкольных учреждений, но и родителям в домашних условиях.
Ежова, Н. С. Обогащение предметно-пространственной среды с использованием «Чудо-дерева» / Н. С. Ежова, Е. А. Цыганкова // Логопед. – 2024. – № 6. – С. 78–80. – Текст : непосредственный.
Автором представлен опыт создания полифункционального образовательного пространства «Чудо-дерево». Также приведены примеры образовательной деятельности с использованием «Чудо-дерева» и результаты наблюдений за изменением динамики усвоения материала у дошкольников.
Желтикова, А. А. Методика формирования представлений о категории рода у детей с ТНР / А. А. Желтикова // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 22–29. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена актуальным вопросам методики коррекции ошибок согласования в роде у детей с ТНР. На основе анализа последовательности и механизмов освоения морфологической категории рода в речевом онтогенезе обосновывается идея о необходимости развития у детей с ТНР процессов анализа языковых факторов воспринимаемой речи. Автором предложены последовательность работы по формированию представлений о категории рода и определены задачи коррекционной работы на этапе развития языковых процессов.
Заходякина, К. Ю. Развитие функции внешнего дыхания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / К. Ю. Заходякина, О. Н. Титорова // Адаптивная физическая культура. – 2024. – № 2. – С. 13–15. – Текст : непосредственный.
В статье представлена оценка эффективности применения экспериментального комплекса подвижных игр, эстафет и игровых упражнений для развития дыхательной функции старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе физкультурных занятий. Доказана эффективность игрового комплекса в отношении развития функции внешнего дыхания у детей, принимавших участие в педагогическом эксперименте, что в свою очередь создало предпосылки к более эффективной коррекции речевых нарушений у детей данной группы.
Зинкевич, М. А. Как жирафы Малыш и Крепыш учились говорить звук [ш] : логопедическое занятие для детей 4–5 лет / М. А. Зинкевич // Логопед. – 2024. – № 8. – С. 67–71. – Текст : непосредственный.
Представлен сценарий занятия с группой детей младшего дошкольного возраста по автоматизации звука [ш]. Дети знакомятся с правильной артикуляцией звука [ш], развивают фонематическое восприятие, формируют психические процессы с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей, артикуляционной и мелкой моторики.
Зуева, Т. В. Логопедическая паутинка. Речевое пособие на звукопроизношение для детей 5–7 лет / Т. В. Зуева // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 68–72. – Текст : непосредственный.
В статье рассказывается о новом многофункциональном речевом пособии «Логопедическая паутинка», в котором процесс автоматизации поставленных звуков сочетается с речевыми и логопедическими играми, а также развитием мелкой моторики (игра с резиночками).
Иванова, Э. Б. Давай попрыгаем! : подвижная игра «в резиночку» вместе с логопедом / С. Н. Масимова // Логопед. – 2024. – № 6. – С. 58–62. – Текст : непосредственный.
В статье описывается подвижная игра «в резиночку», с помощью которой учитель-логопед реализует коррекционную работу с детьми с речевыми нарушениями. Предложены упражнения на автоматизацию звуков изолированно, в слогах, словах, чистоговорках, стихах, а также на развитие грамматического строя речи и словаря.
Исакова, Н. В. Конспект НОД по сказке «Теремок» в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР / Н. В. Исакова // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 78–87. – Текст : непосредственный.
В статье представлен конспект занятия по сказке «Теремок», в рамках которого дети участвуют в подвижных и развивающих играх, отрабатывают проблемный звук, выделяя его в слогах и словах, учатся правильно использовать предлоги и многое другое.
Калмыкова, А. С. Использование мнемотехники в коррекционной работе по формированию навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с системным недоразвитием речи / А. С. Калмыкова, О. С. Орлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 24–32. – Текст : непосредственный.
Автором рассматриваются особенности формирования навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с системным недоразвитием речи средствами мнемотехники. Представлены основные направления и этапы коррекционной логопедической работы. Приведены примеры упражнений и заданий, направленных на развитие связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи средствами мнемотехники.
Кондратенко, Ю. Е. Использование нейроигр в работе с ТМНР / Ю. Е. Кондратенко // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 66–70. – Текст : непосредственный.
Представлены нейроигры для работы с детьми с ТМНР, создающие условия для интеллектуального и психомоторного развития. Также приводятся наблюдения педагогов, доказывающие эффективность игр данного вида.
Кравчик, Г. Н. В гостях у звука [ж] : занятие на автоматизацию звука [ж] в подготовительной к школе группе с ОНР / Г. Н. Кравчик // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 92–99. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие по автоматизации звука [ж], состоящее из игр для отработки правильного произношения данного звука и закрепления его в слогах, словах и предложениях. Занятие поможет детям формировать грамматический строй речи и обогащать словарный запас.
Кожихова, С. Н. Дидактические игры по формированию звукослогового состава слова для старших дошкольников с ОНР / С. Н. Кожихова // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 72–76. – Текст : непосредственный.
В статье представлены авторские речевые игры, ориентированные на коррекцию и автоматизацию звуков с использованием наглядно-иллюстративного материала.
Коломийцева, О. В. Проблема разработки методического пособия для работы по преодолению заикания/ О. В. Коломийцева // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 24–30. – Текст : непосредственный.
В статье в рамках решения проблемы преодоления заикания предлагается авторская разработка тренажёра плавности речи с указанием этапов работы. Подчёркивается важность коррекционной работы и поддержки семьи ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи.
Костырина, О. Г. Занятие по обучению грамоте «Школа волшебников». Для детей подготовительной к школе группы с ТНР / О. Г. Костырина // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 100–105. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие по обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи, описаны разнообразные игровые задания.
Кошмак, Е. Н. День рождения лисы : занятие по развитию речи детей 6–7 лет с ОНР с использованием интерактивных чистоговорок / Е. Н. Кошмак // Логопед. – 2024. – № 9. – С. 34–38. – Текст : непосредственный.
Статья предназначена педагогам дошкольных образовательных организаций, которые стремятся максимально реализовать инклюзивное направление педагогики и эффективно включить ребёнка с ОВЗ в образовательный процесс.
Кравчик, Г. Н. В гости к нам пришла Царапка : занятие на автоматизацию звука [ц] в подготовительной к школе группе с ОНР / Г. Н. Кравчик // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 55–60. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие по автоматизации звука [ц], направленное на закрепление звука в словах, предложениях, развитие фонематических процессов, высших психических функций, грамматического строя речи, закрепление навыка деления слов на слоги.
Кривошей, А. В. Разноцветные звуки в волшебной коробке : логопедическое пособие по развитию речи для детей 5–7 лет / А. В. Кривошей // Логопед. – 2024. – № 9. – С. 69–73. – Текст : непосредственный.
Представлено авторское логопедическое пособие на автоматизацию звуков и развитие речи. Данное пособие содержит игровые задания для рассматриваемой категории детей.
Кузнецова, А. А. Межполушарное взаимодействие как средство автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / А. А. Кузнецова // Логопед. – 2024. – № 7. – С. 21–26. – Текст : непосредственный.
Представлен опыт работы по использованию кинезиологических упражнений в процессе автоматизации звуков для детей с ОНР, дано теоретическое обоснование данной формы работы.
Куринских, И. В. Логопедическое занятие «Звук и буква Ш» / И. В. Куринских, В. С. Анисимова // Логопед. – 2024. – № 8. – С. 63–67. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие на автоматизацию звука [ш], даны игровые упражнения и задания на отработку звука и буквы.
Кучерявенко, О. Е. Путешествие в Страну слов : занятие в подготовительной к школе логопедической группе / О. Е. Кучерявенко, М. П. Матарас // Логопед. – 2024. – № 8. – С. 56–62. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие, направленное на отработку звукопроизношения, включающее развивающие задания с применением наглядного материала.
Лактионова, А. В. Метод мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми с ТНР/ А. В. Лактионова // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 26–34. – Текст : непосредственный.
В статье приводится метод мнемотехники для заучивания стихотворений. Детям предлагаются красочные изображения предметов и символов в таблице. Такие задания максимально приближены к речевому материалу, значительно облегчают детям поиск и запоминание слов, а процесс заучивания становится более простым, интересным, творческим.
Мазурова, С. Г. В гостях у медвежонка Умки. Логопедический досуг для детей 5–6 лет с ОНР/ С. Г. Мазурова // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 52–59. – Текст : непосредственный.
Автором представлен сценарий занятия в форме игровой деятельности, в которой у детей развивается умение составлять простые и сложноподчинённые предложения, формируется грамматический строй речи и закрепляется умение активно использовать словарь в самостоятельной речи.
Макарова, В. П. Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе как средство речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи / В. П. Макарова, Н. А. Макухина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 44–47. – Текст : непосредственный.
В статье рассмотрены особенности использования малых фольклорных жанров в логопедической работе с обучающимися, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Мальцева, И. И. Логопедические сказки в коррекционной работе : мастер-класс для педагогов / И. И. Мальцева // Логопед. – 2024. – № 7. – С. 33–37. – Текст : непосредственный.
В статье описан творческий подход к методам коррекции речевых нарушений, показано использование русской народной и авторской сказки в логопедической работе над звукопроизношением.
Малюченко, Е. М. Логопедические занятия с использованием нетрадиционных технологий в коррекции дисграфии (для обучающихся 2 классов) / Е. М. Кривошей // Логопед. – 2024. – № 9. – С. 90–101. – Текст : непосредственный.
В статье представлены конспекты занятий, направленных на коррекцию дисграфии у младших школьников с применением нетрадиционных технологий.
Мануйлова, В. В. Формирование коммуникации дошкольников с речевыми нарушениями как одна из составляющих готовности к школьному обучению / В. В. Мануйлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 1. – С. 4–11. – Текст : непосредственный.
В статье представлены результаты исследования состояния готовности детей с нарушениями речи к систематическому школьному обучению. По результатам исследования выявлены основные компетенции, способствующие формированию коммуникации у детей с речевыми нарушениями в процессе подготовки к обучению в школе.
Масимова, С. Н. Современные методики при стимуляции речевых механизмов неговорящих детей / С. Н. Масимова // Логопед. – 2024. – № 6. – С. 12–18. – Текст : непосредственный.
В статье представлен теоретический анализ технологий стимуляции речевых механизмов у неговорящих детей. Автором даётся краткое описание современных логопедических технологий и методик, нацеленных на стимуляцию речи.
Мардамшина, Д. Р. Весёлые звуки [л], [л’] : занятие на развитие речи детей 4–5 лет вместе с родителями / Д. Р. Мардамшина // Логопед. – 2024. – № 8. – С. 102–106. – Текст : непосредственный.
Автором описано занятие для детей и родителей, направленное на развитие фонематического слуха и правильного звукопроизношения.
Москаленко, К. Г. Особенности логопедической работы при дизартрии в дошкольных учреждениях / К. Г. Москаленко // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 44–47. – Текст : непосредственный.
В статье рассматривается логопедическая работа при дизартрии в дошкольных учреждениях для преодоления речевых нарушений; представлены особенности речи дизартриков дошкольного возраста; даны этапы коррекционно-логопедической работы.
Мягкова, Л. П. Особенности восприятия цвета детьми с ТНР/ Л. П. Мягкова, М. Н. Дьяченко // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 14–17. – Текст : непосредственный.
В статье представлены особенности восприятия цвета детьми, которые имеют нарушения речи, показано взаимодействие психических процессов.
Некипелова, Е. А. Речевое мероприятие «Народная игрушка русская матрёшка» / Е. А. Некипелова // Логопед. – 2024. – № 6. – С. 44–49. – Текст : непосредственный.
Автором описано мероприятие, направленное на речевое развитие детей, а также воспитание у них бережного отношения к игрушке-матрёшке, любви к изделиям народных мастеров.
Неструева, О. И. Логопедические игры с кубиком / О. И. Неструева // Логопед. – 2024. – № 8. – С. 83–85. – Текст : непосредственный.
В статье представлены игры с кубиком, помогающие детям с дизартрией и ОНР автоматизировать поставленные звуки и согласовывать слова в предложении.
Ноздрачева, О. В. Тематический принцип в логопедической практике при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР/ О. В. Ноздрачева // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 19–25. – Текст : непосредственный.
В статье представлен тематический принцип организации материала при работе с дошкольниками с ОНР, раскрыты приёмы и упражнения по формированию словаря, даны игры и задания при работе с грамматическим строем речи. Показаны лексический и грамматический подходы к подбору речевого материала.
Нятина, С. И. Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ТНР/ С. И. Нятина // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 106–108. – Текст : непосредственный.
В статье рассматриваются недостатки грамматического строя речи и пространственных отношений у старших дошкольников с нарушениями речи.
Отрошко, Г. В. Использование визуального стимульного материала «Мнемоквадр» в коррекционной работе с обучающимися с дислексией / Г. В. Отрошко // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 64–69. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена описанию стимульного материала, применяемого для развития зрительной памяти и оптико-пространственных ориентировок у младших школьников с нарушениями чтения.
Павлова, Е. А. Логопедическое мероприятие для старших дошкольников «Любовью согретые сердца» / Е. А. Павлова // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 67–77. – Текст : непосредственный.
В статье представлен авторский конспект организованной логопедической деятельности для детей старшего дошкольного возраста, направленный на закрепление речевых навыков, полученных в ходе коррекционной работы.
Перцева, И. А. Современные технологии в работе с дошкольниками с заиканием / И. А. Перцева // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 12–21. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена современным технологиям в работе с дошкольниками с заиканием. Подробно освещена методика коррекционной работы, представлены образцы курса логопедической ритмики как эффективного средства развития и совершенствования речи и моторики старших дошкольников с заиканием.
Петухова, Ю. И. Кинезиологические упражнения как средство здоровьесбережения детей с ТНР/ Ю. И. Петухова, Л. В. Кравченко // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 6–10. – Текст : непосредственный.
Описаны кинезиологические упражнения для детей с ТНР, способствующие развитию головного мозга через движения.
Покалина, В. П. Особенности формирования пространственных предлогов у старших дошкольников с ОНР / В. П. Покалина // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 14–19. – Текст : непосредственный.
В статье на примере исследований раскрывается специфика овладения предложно-падежными конструкциями пространственного значения у детей с ОНР.
Пилосян, Г. С. Особенности применения предметной лепки на занятиях с детьми с ТМНР / Г. С. Пилосян // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 58–63. – Текст : непосредственный.
Автором рассмотрены научные основы, особенности и перспективы применения предметной лепки на занятиях с детьми с ТМНР. Особое внимание уделено использованию данного вида деятельности на практике в условиях ЦССВ.
Понизова, К. С. Развитие звуковой культуры речи посредством игр и упражнений / К. С. Понизова, Н. В. Фридлянд // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 35–39. – Текст : непосредственный.
В статье представлены отдельные приёмы выработки и развития речевого дыхания, голоса, фонематического слуха, а также упражнения по развитию арткуляционной моторики.
Потапова, Т. С. Игра-тренажёр «Чебурашка и его друзья» по подготовке к обучению грамоте детей с ТНР / Т. С. Потапова, В. Г. Толмачёва // Логопед. – 2024. – № 8. – С. 79–83. – Текст : непосредственный.
Автором представлена методическая разработка «Чебурашка и его друзья» – интерактивная игра-тренажёр по подготовке к обучению грамоте детей с ТНР.
Середина, Е. В. Роль совместной работы логопеда и воспитателя по формированию речи у детей дошкольного возраста / Е. В. Середина // Логопед. – 2024. – № 9. – С. 24–29. – Текст : непосредственный.
В статье затрагиваются вопросы совместной работы логопеда и воспитателя по формированию речи у детей дошкольного возраста, исследуются причины возникновения речевых нарушений, даются рекомендации по их устранению.
Слиткова, Т. А. Логопедическая встреча с родителями: театрализованно-игровая деятельность в развитии речи / Т. А. Слиткова // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 77–80. – Текст : непосредственный.
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи театрализованно-игровой деятельности и коррекционно-развивающего компонента в логопедической работе, показана роль игры и театра в процессе становления и развития речи. Такой формат работы интересен и для родителей.
Слиткова, Т. А. Роль театрализованно-игровой деятельности в процессе коррекционно-логопедической работы / Т. А. Слиткова // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 47–50. – Текст : непосредственный.
В статье говорится о взаимосвязи театрализованно-игровой деятельности и коррекционно-развивающего компонента в логопедической работе, необходимости игры и театра в процессе становления и развития речи, формировании личности ребёнка, а также в решении такой важнейшей задачи, как гуманизация образования. Особая роль отведена оптимизации логопедической работы посредством театральной составляющей, представлены основные направления логопедической работы в театрализованно-игровой деятельности.
Татаурова, Е. В. Теория и практика изучения фонематического слуха / Е. В. Татаурова // Логопед. – 2024. – № 8. – С. 8–11. – Текст : непосредственный.
В статье представлено изучение фонематического слуха для развития речи. Автором приведены примеры игр и упражнений по формированию неречевого и фонематического слуха, отработке ритмического рисунка.
Телепень, Т. С. Семинар-практикум для родителей «Правильно употребляем в речи падежи» / Т. С. Телепень // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 79–83. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарный ход семинара-практикума для родителей, который поможет на практике отработать игровые задания и упражнения для формирования правильного умения использовать в речи падежные формы существительных детьми с ТНР.
Тузовская, О. В. Закрепление звуков и букв Т и П с использованием метода сенсорной интеграции : логопедическое занятие по обучению грамоте детей 5–6 лет / О. В. Тузовская // Логопед. – 2024. – № 7. – С. 38–41. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие для детей старшей логопедической группы по закреплению звуков и букв Т и П с использованием метода сенсорной интеграции, помогающего различать звуки и буквы через все органы чувств.
Филатова, Т. В. Использование активных форм развития для формирования познавательного интереса к речевой деятельности / Т. В. Филатова // Логопед. – 2024. – № 6. – С. 26–30. – Текст : непосредственный.
В статье раскрываются активные формы работы учителя-логопеда, которые могут быть использованы с целью формирования познавательного интереса к речевой деятельности у детей с речевыми нарушениями.
Чапурина, В. Г. Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционное средство развития речи: Су-Джок терапия» / В. Г. Чапурина // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 39–47. – Текст : непосредственный.
В статье представлен мастер-класс, формирующий и расширяющий представление о Су-Джок терапии, важности и простоте её применения для развития речи детей всех возрастов в рамках учебно-воспитательного процесса. Рекомендован педагогам и воспитателям ДОО.
Чумакова, М. В. Логопедическое занятие «История для Семёна. Звуки [с] – [с ̓ ]» / М. В. Чумакова // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 56–59. – Текст : непосредственный.
В статье представлено логопедическое занятие в подготовительной к школе речевой группе для детей с ТНР. Дети придумывают интересную историю для мальчика Семёна, попутно развивая речевые умения и проговаривая «проблемные» звуки.
Шаболаева, Ю. А. Автоматизация звуков с использованием игровых текстов-упражнений / Ю. А. Шаболаева // Логопед. – 2024. – № 7. – С. 53–55. – Текст : непосредственный.
В статье представлены игровые тексты-упражнения, способствующие автоматизации звуков.
Шамина, М. А. День рождения лягушки : индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком 4–5 лет с ТНР / М. А. Шамина // Логопед. – 2024. – № 7. – С. 102–106. – Текст : непосредственный.
В статьеприводится сценарный ход индивидуального логопедического занятия с ребёнком 4–5 лет на автоматизацию шипящего звука [ш],в слогах и словах.
Шамбер, С. В. Познавательная изба : многофункциональное наглядно-дидактическое пособие для детей 5–7 лет с речевыми нарушениями / С. В. Шамбер // Логопед. – 2024. – № 6. – С. 70–77. – Текст : непосредственный.
В статье представлено авторское пособие, в котором описаны методы коррекции речевого и познавательного развития детей дошкольного возраста.
Шестеперова, Т. В. Использование логопедических пособий и материалов в обучении детей-инофонов в начальной школе / Т. В. Шестеперова // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 101–105. – Текст : непосредственный.
В статье приводится опыт работы с детьми-инофонами, даются рекомендации и советы, помогающие детям не только лучше овладевать речью, но и социализироваться в обществе.
Шибельбейн, И. В. Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми с ТНР / И. В. Шибельбейн // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 20–23. – Текст : непосредственный.
В статье представлено использование кинезиологических упражнений в логопедической работе по развитию и коррекции устной речи детей дошкольного возраста с ТНР.
Щеколдина, Т. С. Использование игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста / Т. С. Щеколдина // Логопед. – 2024. – № 4. – С. 64–70. – Текст : непосредственный.
В статье говорится об эффективности использования разнообразных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Представлены план занятий, даются рекомендации по применению игр в логопедической работе по развитию речи в детском саду.
Якуничева, А. И. Мастер-класс для родителей «Шалости для радости. Вкусная артикуляционная гимнастика» / А. И. Якуничева // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 88–91. – Текст : непосредственный.
В статье представлен мастер-класс для родителей по выполнению детьми артикуляционной гимнастики. Приводятся упражнения, необходимые для укрепления мышц губ, языка и вызывающие у детей положительные эмоции.