Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи
2024 год
Айнетдинова, Р. М. Логопедическое утро. Речевой режим для дошкольников с нарушениями речи / Р. М. Айнетдинова // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 52–56. – Текст : непосредственный.
В статье приводится пример эффективного комбинирования артикуляционных, дыхательных и ритмических упражнений, комплексно воздействующих на всестороннее развитие дошкольников. Также затрагиваются вопросы соблюдения логопедического режима, участия родителей в коррекционном процессе.
Андронова, Т. А. Составление описательного рассказа о лисе по схеме : занятие для детей 4–5 лет с ТНР / Т. А. Андронова // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 54–58. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие на составление описательного рассказа. В игровой форме дети с нарушениями речи закрепят звукопроизношение и разовьют движения.
Анисимова, А. В. В гостях у Степашки : подгрупповое логопедическое занятие для детей 5–7 лет / А. В. Анисимова // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 48–51. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарный ход подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста, направленного на выработку правильного произношения звуков [с], [ш].
Апатенко, А. А. Виртуальная экскурсия в Музей денег : занятие по познавательному развитию для детей 6–7 лет с ТНР/ А. А. Апатенко // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 40–49. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарный ход занятия, направленного на повышение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, получающих образование в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Бабина, Г. В. Пути формирования слогоритмических характеристик слова у дошкольников с нарушениями речевого развития / Г. В. Бабина // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 100–107. – Текст : непосредственный.
В статье представлены теоретические аспекты исследования слоговой структуры слова и предпосылок её становления у детей дошкольного возраста. Приводятся материалы исследования и развития неречевых процессов, имеющих большое значение для овладения структурно-слоговыми признаками слов.
Баратова, М. С. Удивительное путешествие по весеннему лесу : логопедическое занятие для детей 6–7 лет с ОВЗ/ А. В. Лактионова // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 40–44. – Текст : непосредственный.
В данной статье представлено содержание логопедического занятия для детей дошкольного возраста с использованием элементов сказкотерапии, су-джок терапии и логоритмики.
Блащук, М. В. «Учусь учиться» : урок функциональной грамотности по русскому языку для учащихся 3-го класса/ М. В. Блащук, О. А. Виноградова // Логопед. – 2024. – № 4. – С. 54–59. – Текст : непосредственный.
В статье представлен урок по русскому языку, направленный на функциональную грамотность учащихся 3-го класса, даны интересные задания, приводятся методы работы и оценки результатов.
Гарат, Е. А. Современные логопедические пособия: обучение речи через движение/ Е. А. Гарат, А. С. Некрасова, Л. Г. Миронова // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 70–75. – Текст : непосредственный.
В статье представлен опыт внедрения в коррекционно-образовательный процесс новых веяний, современных технологий, повышающих мотивацию дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи к занятиям и приводящих к желаемому результату коррекционной работы.
Горенкова, О. Г. Сформированность навыков смыслового чтения и работы с текстом у обучающихся 2–4 классов, реализующих адаптированную основную образовательную программу начального общего образования / О. Г. Горенкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 81–93. – Текст : непосредственный.
Предлагаемая статья посвящена обучению смысловому чтению детей с тяжёлыми нарушениями речи. Автором представлена методика работы с текстом детьми обозначенной категории.
Гулидова, Е. Е. В гостях у пчёлки Жужи : многофункциональное пособие на автоматизацию звуков / Е. Е. Гулидова, И. А. Чуркина // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 79–83. – Текст : непосредственный.
Автором описывается многофункциональное пособие для логопедических и групповых занятий с детьми дошкольного возраста, предлагаются различные варианты игровой деятельности.
Желтикова, А. А. Методика формирования представлений о категории рода у детей с ТНР / А. А. Желтикова // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 22–29. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена актуальным вопросам методики коррекции ошибок согласования в роде у детей с ТНР. На основе анализа последовательности и механизмов освоения морфологической категории рода в речевом онтогенезе обосновывается идея о необходимости развития у детей с ТНР процессов анализа языковых факторов воспринимаемой речи. Автором предложены последовательность работы по формированию представлений о категории рода и определены задачи коррекционной работы на этапе развития языковых процессов.
Зуева, Т. В. Логопедическая паутинка. Речевое пособие на звукопроизношение для детей 5–7 лет / Т. В. Зуева // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 68–72. – Текст : непосредственный.
В статье рассказывается о новом многофункциональном речевом пособии «Логопедическая паутинка», в котором процесс автоматизации поставленных звуков сочетается с речевыми и логопедическими играми, а также развитием мелкой моторики (игра с резиночками).
Исакова, Н. В. Конспект НОД по сказке «Теремок» в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР / Н. В. Исакова // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 78–87. – Текст : непосредственный.
В статье представлен конспект занятия по сказке «Теремок», в рамках которого дети участвуют в подвижных и развивающих играх, отрабатывают проблемный звук, выделяя его в слогах и словах, учатся правильно использовать предлоги и многое другое.
Калмыкова, А. С. Использование мнемотехники в коррекционной работе по формированию навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с системным недоразвитием речи / А. С. Калмыкова, О. С. Орлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 24–32. – Текст : непосредственный.
Автором рассматриваются особенности формирования навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с системным недоразвитием речи средствами мнемотехники. Представлены основные направления и этапы коррекционной логопедической работы. Приведены примеры упражнений и заданий, направленных на развитие связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи средствами мнемотехники.
Кондратенко, Ю. Е. Использование нейроигр в работе с ТМНР / Ю. Е. Кондратенко // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 66–70. – Текст : непосредственный.
Представлены нейроигры для работы с детьми с ТМНР, создающие условия для интеллектуального и психомоторного развития. Также приводятся наблюдения педагогов, доказывающие эффективность игр данного вида.
Кравчик, Г. Н. В гостях у звука [ж] : занятие на автоматизацию звука [ж] в подготовительной к школе группе с ОНР / Г. Н. Кравчик // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 92–99. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие по автоматизации звука [ж], состоящее из игр для отработки правильного произношения данного звука и закрепления его в слогах, словах и предложениях. Занятие поможет детям формировать грамматический строй речи и обогащать словарный запас.
Кожихова, С. Н. Дидактические игры по формированию звукослогового состава слова для старших дошкольников с ОНР / С. Н. Кожихова // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 72–76. – Текст : непосредственный.
В статье представлены авторские речевые игры, ориентированные на коррекцию и автоматизацию звуков с использованием наглядно-иллюстративного материала.
Коломийцева, О. В. Проблема разработки методического пособия для работы по преодолению заикания/ О. В. Коломийцева // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 24–30. – Текст : непосредственный.
В статье в рамках решения проблемы преодоления заикания предлагается авторская разработка тренажёра плавности речи с указанием этапов работы. Подчёркивается важность коррекционной работы и поддержки семьи ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи.
Костырина, О. Г. Занятие по обучению грамоте «Школа волшебников». Для детей подготовительной к школе группы с ТНР / О. Г. Костырина // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 100–105. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие по обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи, описаны разнообразные игровые задания.
Кравчик, Г. Н. В гости к нам пришла Царапка : занятие на автоматизацию звука [ц] в подготовительной к школе группе с ОНР / Г. Н. Кравчик // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 55–60. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие по автоматизации звука [ц], направленное на закрепление звука в словах, предложениях, развитие фонематических процессов, высших психических функций, грамматического строя речи, закрепление навыка деления слов на слоги.
Лактионова, А. В. Метод мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми с ТНР/ А. В. Лактионова // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 26–34. – Текст : непосредственный.
В статье приводится метод мнемотехники для заучивания стихотворений. Детям предлагаются красочные изображения предметов и символов в таблице. Такие задания максимально приближены к речевому материалу, значительно облегчают детям поиск и запоминание слов, а процесс заучивания становится более простым, интересным, творческим.
Мазурова, С. Г. В гостях у медвежонка Умки. Логопедический досуг для детей 5–6 лет с ОНР/ С. Г. Мазурова // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 52–59. – Текст : непосредственный.
Автором представлен сценарий занятия в форме игровой деятельности, в которой у детей развивается умение составлять простые и сложноподчинённые предложения, формируется грамматический строй речи и закрепляется умение активно использовать словарь в самостоятельной речи.
Макарова, В. П. Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе как средство речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи / В. П. Макарова, Н. А. Макухина // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 2. – С. 44–47. – Текст : непосредственный.
В статье рассмотрены особенности использования малых фольклорных жанров в логопедической работе с обучающимися, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Мануйлова, В. В. Формирование коммуникации дошкольников с речевыми нарушениями как одна из составляющих готовности к школьному обучению / В. В. Мануйлова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2024. – № 1. – С. 4–11. – Текст : непосредственный.
В статье представлены результаты исследования состояния готовности детей с нарушениями речи к систематическому школьному обучению. По результатам исследования выявлены основные компетенции, способствующие формированию коммуникации у детей с речевыми нарушениями в процессе подготовки к обучению в школе.
Москаленко, К. Г. Особенности логопедической работы при дизартрии в дошкольных учреждениях / К. Г. Москаленко // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 44–47. – Текст : непосредственный.
В статье рассматривается логопедическая работа при дизартрии в дошкольных учреждениях для преодоления речевых нарушений; представлены особенности речи дизартриков дошкольного возраста; даны этапы коррекционно-логопедической работы.
Мягкова, Л. П. Особенности восприятия цвета детьми с ТНР/ Л. П. Мягкова, М. Н. Дьяченко // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 14–17. – Текст : непосредственный.
В статье представлены особенности восприятия цвета детьми, которые имеют нарушения речи, показано взаимодействие психических процессов.
Ноздрачева, О. В. Тематический принцип в логопедической практике при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР/ О. В. Ноздрачева // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 19–25. – Текст : непосредственный.
В статье представлен тематический принцип организации материала при работе с дошкольниками с ОНР, раскрыты приёмы и упражнения по формированию словаря, даны игры и задания при работе с грамматическим строем речи. Показаны лексический и грамматический подходы к подбору речевого материала.
Нятина, С. И. Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ТНР/ С. И. Нятина // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 106–108. – Текст : непосредственный.
В статье рассматриваются недостатки грамматического строя речи и пространственных отношений у старших дошкольников с нарушениями речи.
Отрошко, Г. В. Использование визуального стимульного материала «Мнемоквадр» в коррекционной работе с обучающимися с дислексией / Г. В. Отрошко // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 64–69. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена описанию стимульного материала, применяемого для развития зрительной памяти и оптико-пространственных ориентировок у младших школьников с нарушениями чтения.
Павлова, Е. А. Логопедическое мероприятие для старших дошкольников «Любовью согретые сердца» / Е. А. Павлова // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 67–77. – Текст : непосредственный.
В статье представлен авторский конспект организованной логопедической деятельности для детей старшего дошкольного возраста, направленный на закрепление речевых навыков, полученных в ходе коррекционной работы.
Перцева, И. А. Современные технологии в работе с дошкольниками с заиканием / И. А. Перцева // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 12–21. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена современным технологиям в работе с дошкольниками с заиканием. Подробно освещена методика коррекционной работы, представлены образцы курса логопедической ритмики как эффективного средства развития и совершенствования речи и моторики старших дошкольников с заиканием.
Петухова, Ю. И. Кинезиологические упражнения как средство здоровьесбережения детей с ТНР/ Ю. И. Петухова, Л. В. Кравченко // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 6–10. – Текст : непосредственный.
Описаны кинезиологические упражнения для детей с ТНР, способствующие развитию головного мозга через движения.
Покалина, В. П. Особенности формирования пространственных предлогов у старших дошкольников с ОНР / В. П. Покалина // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 14–19. – Текст : непосредственный.
В статье на примере исследований раскрывается специфика овладения предложно-падежными конструкциями пространственного значения у детей с ОНР.
Пилосян, Г. С. Особенности применения предметной лепки на занятиях с детьми с ТМНР / Г. С. Пилосян // Логопед. – 2024. – № 5. – С. 58–63. – Текст : непосредственный.
Автором рассмотрены научные основы, особенности и перспективы применения предметной лепки на занятиях с детьми с ТМНР. Особое внимание уделено использованию данного вида деятельности на практике в условиях ЦССВ.
Понизова, К. С. Развитие звуковой культуры речи посредством игр и упражнений / К. С. Понизова, Н. В. Фридлянд // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 35–39. – Текст : непосредственный.
В статье представлены отдельные приёмы выработки и развития речевого дыхания, голоса, фонематического слуха, а также упражнения по развитию арткуляционной моторики.
Слиткова, Т. А. Логопедическая встреча с родителями: театрализованно-игровая деятельность в развитии речи / Т. А. Слиткова // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 77–80. – Текст : непосредственный.
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи театрализованно-игровой деятельности и коррекционно-развивающего компонента в логопедической работе, показана роль игры и театра в процессе становления и развития речи. Такой формат работы интересен и для родителей.
Слиткова, Т. А. Роль театрализованно-игровой деятельности в процессе коррекционно-логопедической работы / Т. А. Слиткова // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 47–50. – Текст : непосредственный.
В статье говорится о взаимосвязи театрализованно-игровой деятельности и коррекционно-развивающего компонента в логопедической работе, необходимости игры и театра в процессе становления и развития речи, формировании личности ребёнка, а также в решении такой важнейшей задачи, как гуманизация образования. Особая роль отведена оптимизации логопедической работы посредством театральной составляющей, представлены основные направления логопедической работы в театрализованно-игровой деятельности.
Телепень, Т. С. Семинар-практикум для родителей «Правильно употребляем в речи падежи» / Т. С. Телепень // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 79–83. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарный ход семинара-практикума для родителей, который поможет на практике отработать игровые задания и упражнения для формирования правильного умения использовать в речи падежные формы существительных детьми с ТНР.
Чапурина, В. Г. Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционное средство развития речи: Су-Джок терапия» / В. Г. Чапурина // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 39–47. – Текст : непосредственный.
В статье представлен мастер-класс, формирующий и расширяющий представление о Су-Джок терапии, важности и простоте её применения для развития речи детей всех возрастов в рамках учебно-воспитательного процесса. Рекомендован педагогам и воспитателям ДОО.
Чумакова, М. В. Логопедическое занятие «История для Семёна. Звуки [с] – [с ̓ ]» / М. В. Чумакова // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 56–59. – Текст : непосредственный.
В статье представлено логопедическое занятие в подготовительной к школе речевой группе для детей с ТНР. Дети придумывают интересную историю для мальчика Семёна, попутно развивая речевые умения и проговаривая «проблемные» звуки.
Шестеперова, Т. В. Использование логопедических пособий и материалов в обучении детей-инофонов в начальной школе / Т. В. Шестеперова // Логопед. – 2024. – № 3. – С. 101–105. – Текст : непосредственный.
В статье приводится опыт работы с детьми-инофонами, даются рекомендации и советы, помогающие детям не только лучше овладевать речью, но и социализироваться в обществе.
Шибельбейн, И. В. Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми с ТНР / И. В. Шибельбейн // Логопед. – 2024. – № 2. – С. 20–23. – Текст : непосредственный.
В статье представлено использование кинезиологических упражнений в логопедической работе по развитию и коррекции устной речи детей дошкольного возраста с ТНР.
Щеколдина, Т. С. Использование игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста / Т. С. Щеколдина // Логопед. – 2024. – № 4. – С. 64–70. – Текст : непосредственный.
В статье говорится об эффективности использования разнообразных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Представлены план занятий, даются рекомендации по применению игр в логопедической работе по развитию речи в детском саду.
Якуничева, А. И. Мастер-класс для родителей «Шалости для радости. Вкусная артикуляционная гимнастика» / А. И. Якуничева // Логопед. – 2024. – № 1. – С. 88–91. – Текст : непосредственный.
В статье представлен мастер-класс для родителей по выполнению детьми артикуляционной гимнастики. Приводятся упражнения, необходимые для укрепления мышц губ, языка и вызывающие у детей положительные эмоции.