Обучение слепых и слабовидящих детей
2023 год
Айвазян, Е. Б. Возрастно-психологический подход к психологическому исследованию психического развития слепых детей первых лет жизни /Е. Б. Айвазян, Т. П. Кудрина // Дефектология. – 2023. – № 4. – С. 3–14. – Текст : непосредственный.
В статье анализируется применение двух альтернативных методологических принципов анализа развития психики в отечественных эмпирических исследованиях раннего онтогенеза слепых детей. Это принцип анализа «по линиям психического развития», восходящий к работам Н. М. Щелованова и Н. М. Аксариной, разрабатывавших теорию педагогики раннего возраста, и принцип анализа «по психологическим возрастам», сформулированный Л. С. Выготским и составляющий основу культурно-исторического подхода в возрастной психологии. Анализ конкретных эмпирических исследований позволил обнаружить варианты смешения этих принципов, продемонстрировать возможности последовательного применения принципа анализа «по возрастам» для построения целостной картины психического онтогенеза при слепоте, наметить направления дальнейшего поиска.
Жукова, А. В. Включение элементов нейрогимнастики в подготовительную часть коррекционно-развивающих занятий у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения / А. В. Жукова, С. В. Кораблёв // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 1. – С. 13–15. – Текст : непосредственный.
В статье дан анализ недостаточной освещённости в научно-методической литературе проблемы развития координационных способностей у детей с нарушением зрения. Доказано, что нейрогимнастика оказывает положительное влияние на развитие межполушарных связей головного мозга.
Иванова, Е. А. Готовность к поступлению в ВУЗ выпускников с глубокими нарушениями зрения / Е. А. Иванова // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 62–71. – Текст : непосредственный.
Автором представлена модель готовности к поступлению в ВУЗ выпускников с глубокими нарушениями зрения, разработанная на основе компетентностного подхода. С учётом коррекционно-реабилитационной направленности обучения в основной и старшей школе раскрыты технологии подготовки абитуриентов с глубокими нарушениями зрения к поступлению в ВУЗ посредством формирования комплекса специальных компетенций.
Назарова, Н. М. Организационно-содержательные аспекты построения концептуальной модели системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов / Н. М. Назарова, Н. П. Полякова // Дефектология. – 2023. – № 3. – С. 15–24. – Текст : непосредственный.
Автором представлены организационно-содержательные аспекты фундаментального исследования, цель которого состоит в построении и реализации на практике концептуальной модели системы обучения русскому (неродному) языку слепых подростков-билингвов. Программой экспериментальной работы предусматривается изучение состояния языкового статуса слепых подростков-билингвов и монолингвов, их зрячих сверстников; анализ педагогических условий, необходимых для обучения слепых подростков-билингвов в образовательных организациях для детей с нарушениями зрения; апробация концептуальной модели системы обучения на экспериментальных площадках.
Полякова, Н. П. Формирование чувственного опыта у слепых подростков в процессе изучения русского языка / Н. П. Полякова, В. И. Трофимова // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 54–62. – Текст : непосредственный.
Представлено описание процесса восполнения чувственного опыта у слепых подростков, реализованного на уроках русского языка. Предложен комплекс упражнений и заданий, составляющих основу развивающего подхода. Выбор их определялся данными ранее проведённого констатирующего исследования, результаты которого позволили говорить о преимущественно невысоком уровне сформированности чувственного опыта у слепых подростков. На основании результатов контрольного исследования обоснована эффективность осуществленной коррекционно-развивающей деятельности.
Самоловов, Н. А. Воспитание аэробной выносливости у обучающихся с нарушением зрения / Н. А. Самоловов, Н. В. Самоловова // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 4. – С. 9–11. – Текст : непосредственный.
В статье представлена программа воспитания аэробной выносливости у студентов с нарушениями зрения. Эта программа основана на использовании бега на средние дистанции и на применении методов повышения мотивации к занятиям. С помощью педагогического эксперимента доказана эффективность предложенной методики.
Соловьёва, Т. А. Компьютерная грамотность и средства её формирования у детей с глубоким нарушением зрения / Т. А. Соловьёва, В. В. Соколов // Дефектология. – 2023. – № 4. – С. 15–23. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена раскрытию понятия «компьютерная грамотность» на современном этапе становления информационного общества с позиции незрячего пользователя, а также условиям и особенностям её формирования у слепых детей в системе школьного обучения. Показано отличие понятия «компьютерная грамотность» в общеупотребительном смысле и в условиях невизуальной работы. В статье описаны современные достижения в области обеспечения процесса формирования компьютерной грамотности у детей с глубоким нарушением зрения техническими и учебно-методическими средствами. Раскрыты причины трудностей, возникающих в процессе обучения детей этой категории практическим приёмам работы на персональном компьютере и намечены пути их преодоления.