Обучение детей с расстройствами аутистического спектра
2023 год
Багдасаева, М. А. Приёмы работы с детьми 7–8 лет с нежелательными поведенческими и эмоциональными реакциями : из опыта работы с ребёнком с аутизмом / М. А. Багдасаева // Логопед. – 2023. – № 7. – С. 89–96. – Текст : непосредственный.
В статье рассматриваются организационные моменты проведения коррекционных занятий и приёмы работы с детьми с неадекватными поведенческими и эмоциональными реакциями на примере работы с ребёнком с РАС.
Боголюбова-Кузнецова, Д. В. Возможности психолого-педагогического вмешательства для развития коммуникативных способностей ребёнка с РАС – обзор литературы / Д. В. Боголюбова-Кузнецова, Е. Д. Вальковская, И. С. Константинова // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 32–40. – Текст : непосредственный.
Статья является логическим продолжением другой статьи – «Особенности формирования коммуникативных возможностей у детей с РАС – обзор литературы» и представляет обзор современных источников литературы, посвящённых различным подходам к помощи в развитии коммуникации у детей с РАС. Предлагаются подходы, основанные на развитии отношений ребёнка с миром, на теории прикладного анализа поведения, а также совмещающие оба направления. Прослеживается динамика развития самого поведенческого подхода к помощи ребёнку с РАС, его эволюция от использования преимущественно метода дискретных проб к более прагматичному подходу, приближённому к реальной жизни, предполагающему обучение функциональной коммуникации в естественной среде. Отдельно рассмотрены походы, ставящие основной задачей развитие речи ребёнка, имеющего сложности коммуникации.
Боголюбова-Кузнецова, Д. В. Особенности формирования коммуникативных возможностей у детей с РАС – обзор литературы / Д. В. Боголюбова-Кузнецова, Е. Д. Вальковская, И. С. Константинова // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 20–30. – Текст : непосредственный.
В статье представлены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему коммуникации и её развития у детей с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрены подходы к анализу развития коммуникации при нормотипичном развитии и при РАС. Представлены теории развития коммуникации в онтогенезе ребёнка, выделяются различные аспекты этого процесса, а также влияющие на него факторы. Выделены вербальные и невербальные составляющие, отличающие коммуникацию ребёнка с РАС.
Гайдарова, И. Ю. Сессия для родителей «Сюжетное конструирование с детьми с РАС» / И. Ю. Гайдарова, Д. С. Харабарова, И. В. Перунова // Логопед. – 2023. – № 7. – С. 76–81. – Текст : непосредственный.
В статье представлена работа специалистов с родителями, имеющими детей с РАС. Занятие проходит в формате использования конструктора LEGO.
Давыдова, Е. Ю. Принципы организации исследования инклюзивных музейных программ в русле доказательного подхода / Е. Ю. Давыдова, Е. В. Хилькевич, А. Б. Сорокин, Д. Р. Халикова // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 4. – С. 39–49. – Текст : непосредственный.
В статье представлены результаты исследования процесса взаимодействия создателей инклюзивных музейных программ с целевой аудиторией, представляющее мультигрупповой срез показателей реализации программ в различных музеях. Для каждого участника пилотной группы (более 30 музеев) был спроектирован индивидуальный дизайн взаимодействия с целевой аудиторией в рамках существующей инклюзивной программы и разработаны релевантные инструменты для сбора обратной связи. Первые результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности взаимодействия музейных сотрудников, реализующих инклюзивные программы, например, программу «Идём в музей!», для посетителей с аутизмом, со специалистами, имеющими опыт комплексного сопровождения лиц с РАС.
Гращенкова, Н. С. Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра устному счёту в пределах первого десятка / Н. С. Гращенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 8. – С. 19–29. – Текст : непосредственный.
В статье представлены методические приёмы по формированию навыков устного счёта в пределах первого десятка у дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) 5–7 лет, которые были успешно апробированы в рамках дополнительного образования с целью подготовки детей к школе. Рассматриваются условия и средства, необходимые дошкольникам с РАС для успешного формирования элементарных математических представлений, учитывающие специфику их образовательных потребностей.
Касмакова, Л. Е. Адаптивное физическое воспитание детей с синдромом Дауна / Л. Е. Касмакова, Н. Л. Литош // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 1. – С. 27–30. – Текст : непосредственный.
В статье раскрыты особенности психофизического развития, общей двигательной (моторной) функциональности, физической подготовленности детей с синдромом Дауна. Изучено отношение родителей к состоянию здоровья детей с синдромом Дауна. Разработана и апробирована в условиях педагогического эксперимента в течение 9 месяцев методика занятий по адаптивному физическому воспитанию.
Касмакова, Л. Е. Психофизическое развитие детей с расстройством аутистического спектра / Л. Е. Касмакова, Е. М. Гиндин, И. Г. Герасимова, Н. Л. Литош // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 1. – С. 40–42. – Текст : непосредственный.
В статье представлены структура и содержание экспериментальной методики адаптивного физического воспитания детей с расстройством аутистического спектра, включающей в себя упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, ориентировки в пространстве и в частях собственного тела, упражнения на коррекцию основных движений и физической подготовленности. Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии разработанной методики, что подтверждается увеличением числа детей младшего школьного возраста с РАС, имеющих высокий и средний уровни исследуемых способностей.
Клюева, Н. В. Социальный проект «Семейный клуб» : моделирование реабилитационной среды для семей, имеющих детей с РАС / Н. В. Клюева // Логопед. – 2023. – № 9. – С. 77–86. – Текст : непосредственный.
В статье представлен социальный проект по работе с родителями, имеющими детей с РАС. Даются советы и рекомендации, демонстрируется опыт работы, показывающий положительные результаты.
Никонова, Н. А. Формирование навыков чтения у детей с РАС по авторской методике «Мастерская речи» / Н. А. Никонова, Ю. Б. Павлова, К. К. Данилина [и др.] // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 4. – С. 26–38. – Текст : непосредственный.
Сотрудники Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС разработали методику «Мастерская речи», направленную на формирование у детей навыков чтения. Методика предназначена для группового обучения детей с РАС старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Представлено описание типового занятия, а также навыки, необходимые для овладения чтением, например, узнавание буквы, дописывание её элементов, чтение слогов, слов и соотнесение их с картинками, чтение предложений, ответы на вопросы по предложению. Приведены примеры оригинальных дидактических материалов, позволяющих ребёнку «читать» предложение, зная минимальное количество букв, что повышает интерес и мотивацию к занятиям.
Погодицкая, Л. Н. Социальная история в работе с детьми с РАС / Л. Н. Погодицкая // Логопед. – 2023. – № 4. – С. 101–104. – Текст : непосредственный.
В статье рассматривается вопрос использования социальных историй для формирования социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Представлены формы социальных историй с учётом разных возможностей детей, предлагается алгоритм работы над конкретной социальной историей.
Соловьёва, М. В. Технология организации занятий адаптивной физкультурой для детей с РАС «Аут Фитнес» / М. В. Соловьёва, Д. В. Давыдов // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 4. – С. 17–25. – Текст : непосредственный.
В статье представлены результаты современных зарубежных исследований двигательных способностей у детей с РАС, свидетельствующие об эффективности занятий адаптивной физкультурой в отношении моторного развития, а также формирования социально-бытовых и коммуникативных навыков. Представлена первая часть описания авторской технологии организации занятий адаптивной физкультурой «Аут Фитнес».
Тимченко, Т. В. Методика адаптивного физического воспитания младших школьников с расстройством аутистического спектра / Т. В. Тимченко // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 4. – С. 40–42. – Текст : непосредственный.
В статье представлена методика адаптивного физического воспитания для детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра с использованием карточек PECS, балансировочной доски Бильгоу, упражнений на сенсорную интеграцию, а также стабилоплатформы и подвижных игр.
Чижова, Ю. В. Оценка и формирование жизненных компетенций у детей с РАС в условиях инклюзии при помощи методов прикладного анализа поведения / Ю. В. Чижова // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 4. – С. 59–68. – Текст : непосредственный.
Представлены результаты исследования по изучению жизненных компетенций младших школьников с РАС и проверки эффективности методов их формирования на основе прикладного анализа поведения. В исследовании участвовали 15 учащихся с РАС 2007–2009 годов рождения. Была проведена диагностика уровня развития навыков с помощью Методики оценки базовых речевых и учебных навыков ABBLS-R. Определён круг навыков, необходимых детям с РАС при обучении в условиях инклюзии: групповые навыки, сотрудничество, навыки следования расписанию, самообслуживания. Исследовалась эффективность поощрений.
Шмелева, Е. В. Организация тьюторского сопровождения учебного процесса младших школьников с РАС: технология «Классный тьютор» / Е. В. Шмелева, Е. Ю. Давыдова, С. А. Тюшкевич [и др.] // Аутизм и нарушения развития. – 2023. – № 4. – С. 3–16. – Текст : непосредственный.
В статье описана технология «Классный тьютор», которая является оригинальной разработкой в рамках концепции инклюзивного образования и представляет систему группового сопровождения тьютором отдельного класса для детей с расстройствами аутистического спектра. Представлены конкретные задачи предварительного, адаптационно-диагностического, основного и завершающего этапов реализации технологии. Приведены примеры эффективных приёмов коррекции нежелательного поведения.