Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи
2023 год
Абдеева, И. Р. Использование су-джок терапии в логопедической практике / И. Р. Абдеева // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 6–9. – Текст : непосредственный.
В статье представлены способы применения су-джок терапии в работе логопеда, даны этапы действий и описаны упражнения.
Абутали, И. Ю. Подвижная гимнастика : автоматизация звука [р] у детей с речевыми нарушениями 5–6 лет / И. Ю. Абутали // Логопед. – 2023. – № 5. – С. 90–95. – Текст : непосредственный.
В статье приведено описание логопедического занятия с использованием элементов спортивных упражнений для дошкольников 5–6 лет. Специально подобранные задания направлены на автоматизацию сонорного звука [р] у детей с нарушениями речи.
Автаева, О. А. Грамматейка : авторское пособие для дошкольников с ТНР / О. А. Автаева // Логопед. – 2023. – № 1. – С. 71–74. – Текст : непосредственный.
В статье представлено речевое пособие для детей с тяжёлыми нарушениями речи, направленное на дифференциацию и автоматизацию звуков.
Азбукина, О. Д. Сравнительный анализ оценок родителей и заключений специалистов об особенностях развития детей с системным недоразвитием речи / О. Д. Азбукина // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 24–31. – Текст : непосредственный.
Представлены результаты сравнительного анализа оценки родителями особенностей развития детей с системным недоразвитием речи (СНР) и заключений специалистов, полученных в результате первичного комплексного обследования детей в медицинском центре развития речи «АиБ». Выявлено несоответствие родительских оценок и заключений специалистов о нарушениях развития детей дошкольного возраста с СНР. Показана необходимость просветительской работы с родителями, направленной на уточнение возрастных психологических достижений в развитии ребёнка.
Алёкминская, С. В. Патриотическое воспитание дошкольников с ТНР / С. В. Алёкминская // Логопед. – 2023. – № 9. – С. 30–35. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей с тяжёлыми нарушениями речи, рассматривается основная нормативно-правовая база федерального и регионального уровней. Описаны задачи и пути их решения из личного опыта дошкольной организации.
Александрова, Н. В. Полезные и вредные продукты: занятие по развитию речи для детей с ТНР / Н. В. Александрова // Логопед. – 2023. – № 9. – С. 36–45. – Текст : непосредственный.
В статье приводится занятие для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи, направленное на ознакомление с вредными продуктами, включающее дидактические игры и упражнения, опытно-экспериментальную деятельность. Рассказывается о методах мотивации к здоровому и правильному питанию.
Алексеева, О. А. В школу с чистой речью : сценарий выпускного логопедического праздника / О. А. Алексеева, М. Г. Суменко // Логопед. – 2023. – № 1. – С. 46–53. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарий выпускного праздника в логопедической группе, во время которого дети показывают успехи в развитии речи, исполняя стихи, песни, считалки, сольные роли.
Антонова, Е. В. Кластер-технология в логопедической работе: для детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Антонова // Логопед. – 2023. – № 1. – С. 22–25. – Текст : непосредственный.
В данной статье рассматриваются некоторые приёмы кластерной технологии обучения в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с тяжёлой речевой патологией. Приведены этапы работы по данной технологии, кратко раскрыто их содержание.
Апатенко, А. А. Йогурт для йога. Ознакомление с буквой Й в подготовительной к школе группе для детей с ТНР / А. А. Апатенко // Логопед. – 2023. – № 3. – С. 28–36. – Текст : непосредственный.
Автором представлен вариант организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования предпосылок к обучению грамоте, в частности, ознакомлению с буквами и звуками. Занятие построено в форме игры-соревнования с учётом возрастных и физиологических особенностей детей с ТНР подготовительной к школе группы.
Артеменко, Е. П. Методика развития мелкой моторики у младших дошкольников с задержкой речевого развития / Е. П. Артеменко, Э. Р. Румянцева, Н. Л. Литош // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 4. – С. 35–37. – Текст : непосредственный.
В данной статья рассматривается проблема адаптивного физического воспитания детей с задержкой речевого развития. Разработана и обоснована методика развития мелкой моторики для детей 3–5 лет с задержкой речевого развития.
Бабкова, И. В. Разноцветное путешествие : логопедическое развлечение для детей 6–7 лет / И. В. Бабкова, А. В. Берлизова // Логопед. – 2023. – № 1. – С. 54–57. – Текст : непосредственный.
В статье представлено совместное развлечение для детей 6–7 лет, в котором используются разнообразные и интересные логопедические и психологические задания с использованием напольных и интерактивных игр, направленных на развитие связной речи, пространственных представлений, логического мышления.
Байбакова, Е. Ю. Дидактическое авторское пособие «ЛогоСундучок» на автоматизацию звуков / Е. Ю. Байбакова // Логопед. – 2023. – № 9. – С. 65–70. – Текст : непосредственный.
В статье представлено игровое пособие по автоматизации звуков для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, направленное на повышение познавательного интереса на логопедических занятиях, совершенствование грамматического строя речи, развития связной речи, зрительного внимания и памяти.
Бедердинова, М. В. Игровые задания для автоматизации звуков у дошкольников с ОНР / М. В. Бедердинова // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 47–48. – Текст : непосредственный.
В статье представлены игровые задания для автоматизации звуков детей с дизартрическим компонентом на фоне ОНР, даются рекомендации по эффективной работе с интерактивными заданиями.
Березка, Е. В. Маленький Гномик и огромный Великан : занятие на образование существительных с помощью увеличительных и уменьшительно-ласкательных суффиксов / Е. В. Березка // Логопед. – 2023. – № 1. – С. 36–40. – Текст : непосредственный.
В статье представлено авторское занятие для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет с нарушениями речи, направленное на восполнение пробелов в формировании лексического запаса, навыков образования слов суффиксальным способом.
Бочкарёва, Т. А. К вопросу о подходах к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи: проблема единиц и диагностических критериев / Т. А. Бочкарёва // Дефектология. – 2023. – № 3. – С. 25–36. – Текст : непосредственный.
В статье анализируются подходы к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Рассматривается проблема отсутствия единообразия в выделении как единиц анализа речевой продукции детей, так и диагностических критериев. Результатом анализа являются выделение типизированных диагностических моделей, классификация и унификация диагностических критериев с целью использования их для теоретического осмысления проблемы в учебном процессе при подготовке логопедов и осознанного практического применения диагностического инструментария в ходе работы начинающими специалистами.
Валявко, С. М. Антиципационная состоятельность и её влияние на формирование агрессивного поведения у дошкольников с общим недоразвитием речи / С. М. Валявко, Ю. Ю. Макагонова // Дефектология. – 2023. – № 1. – С. 3–11. – Текст : непосредственный.
В статье представлен анализ взаимосвязей рациональных и нерациональных стратегий прогнозирования с выраженностью агрессивного поведения и личностными характеристиками у дошкольников с ОНР и нормальным развитием речи. Изучение антиципационной состоятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи относится к числу особенно актуальных и важных проблем, поскольку у этих детей ограниченность в речевом взаимодействии обуславливает затруднения в накоплении коммуникативного опыта.
Волковская, Т. Н. Интегративное взаимодействие логопеда и психолога в комплексном сопровождении детей с недостатками речевого развития / Т. Н. Волковская, И. Ю. Левченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 1. – С. 4–11. – Текст : непосредственный.
В статье раскрываются особенности профессионального сотрудничества логопеда и психолога в контексте методологии междисциплинарного подхода в специальном образовании. Определены сферы профессиональной ответственности каждого из специалистов, содержание и формы взаимодействия на каждом из этапов комплексного сопровождения детей с недостатками речевого развития.
Ворошилова, Е. Л. Основные направления развития теории и практики логопедического обследования / Е. Л. Ворошилова, О. Е. Грибова, А. Ю. Дымкова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 7. – С. 55–68. – Текст : непосредственный.
В статье представлены основные направления исследований сотрудников лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики». Приведены методологические основания проводимых исследований. Изложены основные практико-ориентированные результаты в рамках научно-исследовательской работы по теме «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребёнка с ОВЗ». Раскрыты подходы к выделению критериев оценки результатов логопедического обследования. Описаны направления исследований, связанные с разработкой принципов организации коммуникативной ситуации обследования, адекватных его задачам.
Ворошилова, Е. Л. Оценка контента заданий, используемых в логопедической практике для развития речемыслительной деятельности детей / Е. Л. Ворошилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 1. – С. 32–39. – Текст : непосредственный.
Автором представлены результаты анализа конспектов, размещенных в открытых источниках сети Интернет на предмет наличия в них речемыслительных заданий. Основу исследования составил подход к пониманию коррекции речи как процесса совершенствования речемыслительной деятельности. При определении параметров анализа был сделан акцент на компонентный состав речемыслительной деятельности и её уровневую структуру (репродуктивный, продуктивный, творческий).
Гладышева, И. В. «Будем вместе мы стараться звуки чётко звуки различать» : логопедический тренинг для родителей старших дошкольников с ОНР / И. В. Гладышева // Логопед. – 2023. – № 10. – С. 58–63. – Текст : непосредственный.
В статье представлен логопедический практикум для родителей старших дошкольников с ОНР, затрагивающий вопросы формирования правильных звукопроизносительных навыков у детей, раскрывающий основные этапы работы над усвоением звуков и содержащий практические примеры в виде игр и упражнений.
Гладышева, И. В. Использование интерактивных игр в работе логопеда по преодолению ОНР у старших дошкольников / И. В. Гладышева // Логопед. – 2023. – № 5. – С. 75–80. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена целесообразности использования в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР интерактивных игр и упражнений. Освещаются современные интерактивные средства обучения. Автор приводит примеры собственных разработок интерактивных упражнений.
Голомага, Е. А. Логопедические матрёшки : [авторское речевое пособие для автоматизации звуков] / Е. А. Голомага, С. Г. Дмитриева // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 49–51. – Текст : непосредственный.
В статье представлен опыт работы с авторским речевым пособием «Логопедические матрёшки», повышающим эффективность работы учителя-логопеда с детьми по автоматизации звуков. Речевые занятия из рутинного трудоёмкого процесса превращаются в увлекательную игру, вызывающую у детей неподдельный интерес.
Гончарова, Д. Ю. Лексические кубики : [дидактическое пособие по развитию речи детей с ТНР] / Д. Ю. Гончарова, О. Г. Мезенцева // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 52–60. – Текст : непосредственный.
Автором представлено дидактическое пособие по развитию речи «Лексические кубики». Освещается актуальность создания и использования новых форм взаимодействия с детьми в работе логопеда. Представлены игры и речевые упражнения, варианты их использования в коррекционной работе по развитию речи детей с ТНР.
Грибова, О. Е. Сопоставительный анализ динамики формирования предпосылок готовности к школьному обучению дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием / О. Е. Грибова, О. В. Дорофеева // Дефектология. – 2023. – № 2. – С. 52–61. – Текст : непосредственный.
Целью статьи является представление результатов сопоставительного исследования состояния предпосылок готовности к школьному обучению у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием с использованием материалов дидактических игр. Достоверность полученных показателей была обеспечена различными методами исследования фактического материала, одним из которых является метод кластерного анализа. На основании выявленных фактов обоснована необходимость создания педагогических условий формирования предпосылок готовности дошкольников с ОНР к последующему школьному обучению.
Гришина, Е. И. Развитие речи и формирование нравственных ориентиров младших школьников средствами отечественной мультипликации / Е. И. Гришина // Логопед. – 2023. – № 1. – С. 86–99. – Текст : непосредственный.
В статье рассмотрены возможности использования отечественных мультфильмов как средства развития речи и нравственного воспитания младших школьников.
Гусева, А. П. Притяжательные прилагательные : занятие для детей 6–7 лет с ОНР / А. П. Гусева // Логопед. – 2023. – № 5. – С. 50–55. – Текст : непосредственный.
В статье описаны игры и упражнения на занятии, направленном на закрепление умения детей образовывать притяжательные прилагательные и использовать их в самостоятельной речи.
Дорофеева, Л. В. Игровой тренинг : совместное мероприятие с родителями детей раннего возраста с ЗРР / Л. В. Дорофеева // Логопед. – 2023. – № 3. – С. 73–78. – Текст : непосредственный.
С каждым годом логопеды ДОО отмечают значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Всё чаще в группах раннего возраста можно встретить неговорящего ребёнка с задержкой речевого развития. В статье представлено мероприятие, направленное на педагогическое информирование родителей о профилактике и коррекции задержки речи.
Евдокимова, А. Е. Пресвятая Богородица – прообраз женщины-матери : занятие ко Дню матери в подготовительной к школе группе для детей с ТНР / А. Е. Евдокимова // Логопед. – 2023. – № 9. – С. 46–51. – Текст : непосредственный.
В статье представлено совместное с мамами занятие, приуроченное ко Дню матери. Дети получат знания об образе Пресвятой Богородицы, почувствуют связь между мамами всего мира и детьми. В занятии приводятся авторские стихи.
Ерёмина, Е. С. Авторское дидактическое пособие «Времена года» : [для детей 3–7 лет с нарушениями речи] / Е. С. Ерёмина, И. Н. Орлова // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 64–68. – Текст : непосредственный.
В статье представлен многофункциональный макет «Времена года», предназначенный для работы с детьми дошкольного возраста в рамках коррекционно-развивающей деятельности. Работа с макетом направлена на формирование и развитие познавательной, речевой, социально-коммуникативной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Забусова, М. А. Компенсация возрастного отставания в развитии отдельных видов выносливости средствами спортивного туризма у детей 11–12 лет с тяжёлыми нарушениями речи / М. А. Забусова, В. В. Андреев, Л. А. Парфёнова // Адаптивная физическая культура. – 2023. – № 1. – С. 31–32. – Текст : непосредственный.
Автором представлены методика развития выносливости и результаты педагогического эксперимента, направленного на повышение показателей развития отдельных видов выносливости с применением средств спортивного туризма.
Золотарёва, И. В. Фонопедические технологии в работе с детьми с нарушениями речи / И. В. Золотарёва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 2. – С. 29–42. – Текст : непосредственный.
В статье поднимается актуальная проблема коррекции голосовых расстройств у детей с речевыми нарушениями посредством использования в работе фонопедических технологий. Нарушения голоса могут встречаться как самостоятельные нарушения, так и в структуре речевых нарушений: ринолалии, заикания, дизартрии. Фонопедические технологии могут применяться в любых учреждениях – детских садах, школах, логопедических пунктах, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и пр.
Игошина, М. А. Логопедический лэпбук «Звукарик» как средство формирования фонематических представлений у старших дошкольников с ТНР / М. А. Игошина, О. В. Кушнаренко // Логопед. – 2023. – № 6. – С. 88–103. – Текст : непосредственный.
В статье представлен логопедический лэпбук «Звукарик», где собраны игровые упражнения по формированию фонематических представлений: выделение заданного звука в слове; определение позиции звука в слове; выделение первого и последнего звуков в слове; определение последовательности звуков в слове; дифференциация по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости.
Игошина, М. А. Логопедический лэпбук «Звукарик» как средство формирования фонематических представлений у старших дошкольников с ТНР / М. А. Игошина, О. В. Кушнаренко // Логопед. – 2023. – № 9. – С. 60–65. – Текст : непосредственный.
В статье дан логопедический лэпбук «Звукарик», в котором собраны игровые упражнения по формированию фонематических представлений. Дети научатся выделять заданный звук в слове, определять позиции звука в слове, дифференцировать звуки по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости и многое другое.
Кадырова, З. Ф. Цифровая образовательная среда: развитие связной речи с использованием МЭО у дошкольников 5–7 лет / З. Ф. Кадырова, Ю. А. Сахаутдинова // Логопед. – 2023. – № 7. – С. 19–21. – Текст : непосредственный.
В статье представлена система развития связной речи у детей 5–7 лет, даны рекомендации по ознакомлению с цифровой образовательной средой «МЭО Детский сад».
Камкина, А. В. Бусы Снегурочки : логопедическое занятие на звук [с] и букву С / А. В. Камкина // Логопед. – 2023. – № 10. – С. 34–41. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие, направленное на коррекцию лексико-грамматических средств языка у детей с ФФНР. Дети помогут Снегурочки, сыграют в увлекательные игры, выполнят интересные задания и ответят на вопросы логопеда.
Канева, Е. В. Профилактика нарушений письма у детей с речевыми расстройствами на индивидуальных логопедических занятиях (из опыта работы сельского детского сада) / Е. В. Канева // Логопед. – 2023. – № 1. – С. 30–35. – Текст : непосредственный.
Выявление на ранних этапах речевых и возможных нарушений письма и их предпосылок с последующим точным определением дифференциальных признаков, коррекцией и эффективной профилактикой – чрезвычайно важная задача для предупреждения школьной дезадаптации. Особенно это важно в работе логопеда детского сада сельской местности.
Карманова, З. М. Методическая копилка «Дидактические игры по развитию речи дошкольников» / З. М. Карманова // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 69–81. – Текст : непосредственный.
Представленные в статье авторские дидактические пособия обеспечивают усвоение речевого материала, способствуют формированию интеллектуальной подготовки ребёнка и активизации его речевого развития в целом. В процессе данных игр параллельно с формированием, закреплением навыков практического употребления предложно-падежных конструкций, речевых умений и оптико-пространственных представлений развиваются зрительное восприятие, память, внимание, мышление и воображение.
Карцева, Е. З. Песочная сказка : [речевой досуг для детей 5–6 лет с ТНР] / Е. З. Карцева // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 42–46. – Текст : непосредственный.
В данной статье представлен речевой досуг для старших дошкольников, направленный на совершенствование речи и развитие творческого потенциала детей с помощью использования дидактического синквейна и песочной терапии.
Капалина, О. С. Игровые технологии в коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста / О. С. Капалина // Логопед. – 2023. – № 9. – С. 18–29. – Текст : непосредственный.
В статье представлены игровые технологии в коррекции неречевых процессов (памяти, внимания, мышления) и речевой стороны речи детей 5–6 лет с ОНР.
Коваленко, Ю. А. Логопедическое мероприятие «В поисках звука [л]» : для детей 6–7 лет / Ю. А. Коваленко // Логопед. – 2023. – № 7. – С. 37–43. – Текст : непосредственный.
В статье представлено итоговое логопедическое мероприятие в рамках одноименного проекта. Это занятие по закреплению знаний, умений и навыков, полученных на протяжении месяца о звуке [л]. Данное мероприятие можно проводить на разные звуки, которые поставить и автоматизировать детям-логопатам достаточно сложно.
Кожемякина, Д. В. Практика использования полифункциональных игровых полей в работе со старшими дошкольниками с речевыми нарушениями / Д. В. Кожемякина // Логопед. – 2023. – № 7. – С. 50–56. – Текст : непосредственный.
В статье представлен опыт внедрения напольных игровых полей в процессе обучения, развития и воспитания старших дошкольников, описан широкий спектр применения данных игр, сделан вывод об их интегративном характере, полифункциональности, трансформируемости, безопасности.
Кощеева, О. В. Приёмы логопедической работы по активизации начального лексикона детей раннего возраста с задержкой речевого развития / О. В. Кощеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 1. – С. 22–31. – Текст : непосредственный.
Представлены результаты практического изучения особенностей логопедической работы по активизации начального лексикона детей с задержкой речевого развития. Предлагается дифференцированное использование логопедических упражнений для стимуляции звукоподражаний и звуковых жестов, других типов первых детских номинаций. Приводятся рекомендации для родителей по включению специальных логопедических игр в повседневные режимные моменты, типичные ситуации взаимодействия с ребёнком.
Кравчик, Г. Н. Путешествие Весёлого Моторчика : логопедическое занятие на автоматизацию звука [р] / Г. Н. Кравчик // Логопед. – 2023. – № 10. – С. 80–85. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарный ход занятия, направленного на автоматизацию звука [р], состоящего из игр для отработки правильного произношения данного звука, обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи. Занятие предназначено логопедам и родителям.
Лебедева, И. Н. Нарушения перцептивно-когнитивных компонентов речемыслительной деятельности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи / И. Н. Лебедева // Дефектология. – 2023. – № 4. – С. 35–46. – Текст : непосредственный.
В статье представлены результаты исследования перцептивно-когнитивных компонентов речемыслительной деятельности дошкольников с ТНР во взаимосвязи с реализацией когнитивной функции языка. Обобщены данные о характере нарушений перцептивно-когнитивных компонентов речемыслительной деятельности дошкольников с ТНР и определены дифференцированные уровни способности произвольного соединения знака и значения и действий замещения на вербальном материале. Выявлены дефициты когнитивной функции языка у дошкольников с ТНР в реализации речемыслительной деятельности на довербальном этапе, обусловленные сложностями анализа, выделения существенных элементов, осуществления синтеза элементов при декодировании графически представленной информации.
Лисовская, Т. В. Механизмы дифференцрованного дидактического сопровождения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на уроках математики в условиях совместного обучения / Т. В. Лисовская, О. Т. Томукевич // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2023. – № 1. – С. 12–21. – Текст : непосредственный.
В данной статье рассматривается понятие «дифференцированное дидактическое сопровождение детей с тяжёлыми нарушениями речи» и приводятся примеры его реализации на уроках математики в условиях совместного обучения с позиций учёта уровней обучаемости, дифференциации учебного материала, видов педагогической помощи, раскрываются некоторые способы отбора содержания обучения данному учебному предмету.
Липчинская, О. А. Раскрытый зонтик : [логопедический комплект для развития речи и движения] / О. А. Липчинская // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 61–64. – Текст : непосредственный.
В статье представлено многофункциональное пособие «Раскрытый зонтик», предназначенное для детей старшего дошкольного возраста. Может использоваться на речевых праздниках, интегрированных, подгрупповых, открытых и итоговых занятиях по развитию речи.
Можаева, А. О. Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [л] с ребёнком 5–6 лет с ОНР / А. О. Можаева // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 86–91. – Текст : непосредственный.
В статье представлено индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию сонора [л] для ребёнка с общим недоразвитием речи 5–6 лет.
Молькова, Н. В. Волшебное зелье, или Путешествие в зимний лес : логопедическое развлечение для детей 5–7 лет и их родителей / Н. В. Молькова // Логопед. – 2023. – № 1. – С. 75–85. – Текст : непосредственный.
В статье представлено мероприятие с детьми с речевыми нарушениями. Данное развлечение помимо речевых игр на активизацию и обогащение словаря содержит упражнения и игры, направленные на развитие мелкой и общей моторики, ротового дыхания, ориентации в пространстве.
Морозовская, Е. Н. Проведение «Логопедического месяца» в Карымском детском доме для младших школьников / Е. Н. Морозовская // Логопед. – 2023. – № 10. – С. 64–71. – Текст : непосредственный.
В статье представлен опыт работы учителя-логопеда. Рассматривается актуальный для логопедической практики вопрос организации и проведения «Логопедического месяца» для детей-сирот младшего школьного возраста. Предлагается подробный план мероприятий и конспект итогового занятия. Автор считает, что в программах начальной школы работе со словарями не уделяется должного внимания. А такая форма работы не только интересна, но и важна для младших школьников.
Ниськова, Ю. В. Упражнения для коррекции звукопроизношения с помощью STEAM-лаборатории : [для детей 6–7 лет с ОНР] / Ю. В. Ниськова // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 102–105. – Текст : непосредственный.
В статье представлены авторские игры и упражнения, разработанные для коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР с помощью STEAM-технологий «Играем с «Robot Mouse». Они будут полезны воспитателям, учителям-логопедам, дефектологам ДОО, а также родителям детей с ОВЗ.
Новосёлова, Ю. Н. Как рассмешить царевну Несмеяну? : [оздоровительное развлечение для детей 5–7 лет с ТНР] / Ю. Н. Новосёлова // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 28–33. – Текст : непосредственный.
Автором представлено оздоровительное мероприятие, направленное на коррекцию эмоциональной сферы у детей 5–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Они не только увлекательно проведут время, многому научатся, но и смогут научить сказочного персонажа выражать положительные эмоции.
Патрушева, И. М. Путешествие на автобусе : логопедическое занятие для детей 5-6 лет с ОНР / И. М. Патрушева // Логопед. – 2023. – № 10. – С. 42–47. – Текст : непосредственный.
В статье представлен конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР. Отправляясь в увлекательное путешествие, дети закрепят знания по теме «Транспорт», выполнят речевые упражнения и задания.
Потапова, Т. С. Интерактивное мероприятие по краеведению для детей с ТНР / Т. С. Потапова // Логопед. – 2023. – № 4. – С. 60–64. – Текст : непосредственный.
В статье представлена виртуальная экскурсия по родному городу для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Интерактивное мероприятие направлено на формирование лексико-грамматических категорий, обогащение словаря, развитие связной речи и звукопроизношения на основе краеведческого материала.
Садырина, О. Л. Звуки и буквы А, У, И, О : логопедическое занятие для детей 5–6 лет с ОНР / О. Л. Садырина // Логопед. – 2023. – № 3. – С. 37–42. – Текст : непосредственный.
Автором представлен сценарий образовательного занятия, в ходе которого дети учат основные гласные звуки и буквы. Сказочный сюжет и игровая форма подачи способствуют прочному усвоению учебного материала. Разработанные авторами игры и упражнения будут полезны воспитателям, учителям-логопедам, дефектологам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям детей с ОВЗ.
Самсонова, И. А. Почитаем, поиграем, в играх речь мы развиваем: обучение пересказу старших дошкольников / И. А. Самсонова, А. С. Канайкина // Логопед. – 2023. – № 9. – С. 102–107. – Текст : непосредственный.
В настоящее время у многих детей наблюдаются трудности речевого развития. Несформированность словоизменительной и словообразовательной деятельности затрудняют изложение собственных суждений, умение развёрнуто отвечать на вопросы. Это сказывается на дальнейшем успешном обучении. Статья посвящена вопросам развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Сатари, В. В. Работа с семьей ребёнка раннего возраста с ТНР / В. В. Сатари // Логопед. – 2023. – № 7. – С. 72–75. – Текст : непосредственный.
В статье представлено описание программы функционирования службы ранней помощи, показана развивающая работа с семьёй особого ребёнка раннего возраста.
Сергеева, Г. Н. Пернатые друзья : коррекционно-развивающее занятие для учащихся 3 класса / Г. Н. Сергеева // Логопед. – 2023. – № 10. – С. 71–79. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарий занятия для младших школьников, имеющих нарушение письменной речи (дисграфию). Опыт работы свидетельствует, что наибольшее количество ошибок у младших школьников обусловлено несформированностью операций анализа и синтеза, в связи с чем на первый план выступает работа по коррекции смешанной дисграфии и дисграфии языкового анализа и синтеза.
Сидорова, Н. И. Проектная деятельность учителя-логопеда в ДОО, направленная на коррекцию речи воспитанников с ОВЗ с аллергопатологией / Н. И. Сидорова, М. В. Хлиманкова, Н. М. Егорова // Логопед. – 2023. – № 4. – С. 23–29. – Текст : непосредственный.
Автором представлен опыт использования проектного метода в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, отягощёнными аллергопатологией, направленного на коррекцию речевых нарушений.
Слётова, И. И. Путешествие в страну «ГовориЯ» : индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком с ТНР / И. И. Слётова // Логопед. – 2023. – № 4. – С. 56–59. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарий коррекционно-развивающего занятия с ребёнком 5–6 лет с использованием технологий визуального обучения и применением авторского пособия «Логогармошка».
Смирнова, С. А. Междисциплинарный подход в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ТНР с использованием игр и пособий / С. А. Смирнова, Е. А. Михайлова // Логопед. – 2023. – № 7. – С. 44–49. – Текст : непосредственный.
В статье представлен опыт командной работы учителя-логопеда и воспитателя с детьми дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи. Показано, как с помощью игр и пособий В. В. Воскобовича создавать условия для формирования и развития речи. Представлена система упражнений для совместной работы всех специалистов с детьми разного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Смольянинова, Е. М. Экспериментально-исследовательская деятельность в логопедической работе : для детей старшей группы с ТНР / Е. М. Смольянинова, Л. А. Чивилина // Логопед. – 2023. – № 4. – С. 12–17. – Текст : непосредственный.
В статье показана научно-исследовательская деятельность в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР. Досуговая форма работы позволяет создать необходимую обстановку для проведения опытов и получения знаний, поскольку это развлечение, создающее положительный эмоциональный настрой в детском коллективе. Помимо этого, представлен план-схема для составления детьми рассказа из личного опыта.
Соловьёва, С. Н. Взаимодействие детского сада и семьи: развитие речи в современных условиях / С. Н. Соловьёва // Логопед. – 2023. – № 9. – С. 71–76. – Текст : непосредственный.
В статье раскрываются основные аспекты, влияющие на развитие детей дошкольного возраста, а также методы и приёмы в развитии речи ребёнка при совместной работе ДОУ и родителей. Подробно описывается один из приёмов под названием биоэнергопластика, включающий в себя комплекс методов для активизации психологической основы речи и улучшающий моторные возможности ребёнка.
Стрельникова, Н. Ю. Формирование коммуникативной функции у детей с моторной алалией / Н. Ю. Стрельникова // Логопед. – 2023. – № 1. – С. 12–16. – Текст : непосредственный.
В дошкольном коррекционно-образовательном процессе неотъемлемым и достаточно важным являются развитие начальных форм коммуникативной функции и нормализация социальных контактов детей с моторной алалией с окружающими. Необходимо создать благоприятную комфортную среду и специальные условия для формирования у таких детей коммуникативных способностей.
Субботина, М. А. Развитие фонематического восприятия у детей-билингвов старшего дошкольного возраста / М. А. Субботина // Логопед. – 2023. – № 9. – С. 6–11. – Текст : непосредственный.
В статье представлен материал по развитию фонематического восприятия у детей-билингвов старшего дошкольного возраста. Рассматриваются причины возникновения речевых трудностей и работы по их устранению.
Телепень, Т. С. «Наш город» : занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей 5–6 лет с ТНР / Т. С. Телепень // Логопед. – 2023. – № 5. – С. 55–60. – Текст : непосредственный.
Занятие, конспект которого представлен в данной статье, – пример реализации задач патриотического воспитания в работе учителя-дефектолога. Структура заданий универсальна, что позволяет использовать их на примере любого населенного пункта.
Трутнева, С. А. Путешествие в затерянную долину : подгрупповой квест на автоматизацию звука [р] / С. А. Трутнева // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 17–20. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарный ход занятия с использованием игровых упражнений на автоматизацию звука [р]. Формат занятия в виде квеста позволяет повысить у детей мотивацию к употреблению автоматизируемого звука в активной речи. Помимо этого, на занятии решается большое количество задач по развитию всех речевых компонентов.
Турченко, И. В. Логопедические и психологические игры на прогулке / И. В. Турченко // Логопед. – 2023. – № 10. – С. 54–57. – Текст : непосредственный.
В статье рассматривается прогулка как средство развития речевых навыков и психических процессов у дошкольников с нарушениями звукопроизношения. Представлены игры, помогающие взрослым и детям сделать отдых или прогулку полезными и увлекательными.
Фомичева, Л. В. Логопедические сказки в образовательной деятельности детского сада / Л. В. Фомичева, Е. С. Антошина // Логопед. – 2023. – № 3. – С. 50–58. – Текст : непосредственный.
В статье представлен материал об использовании логопедических сказок при проведении коррекционно-развивающих логопедических занятий, коррекционных часов с детьми с ТНР в рамках педагогического проекта «Логопедическая шкатулка».
Чигридова, Н. В. Кинезиологические упражнения: комплексный подход в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ТНР / Н. В. Чигридова, С. Ю. Круглова, Н. В. Зинченко // Логопед. – 2023. – № 6. – С. 6–14. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена успешному использованию кинезиологических упражнений в системе коррекционно-педагогического воздействия по устранению и коррекции речевых дефектов у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Чумакова, М. В. В гости к петуху. Занятие на звуки [к] – [к’], [х] –[х’] / М. В. Чумакова // Логопед. – 2023. – № 6. – С. 54–56. – Текст : непосредственный.
В статье представлено логопедическое занятие в старшей речевой группе для детей с ТНР на дифференциацию звуков [к] – [к’], [х] – [х’] на слух и в произношении.
Чумакова, М. В. Путешествие по сказке «Игнат в волшебном лесу» : занятие на постановку звуков [г] и [г’] / М. В. Чумакова // Логопед. – 2023. – № 6. – С. 103–105. – Текст : непосредственный.
В статье представлено логопедическое занятие в подготовительной речевой группе для детей с ТНР. Задания ориентированы на постановку и автоматизацию определенных звуков и употребление их в связной речи.
Чумакова, М. В. Путешествие с Гномом и Олей : [занятие по изучению звука и буквы О] / М. В. Чумакова // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 33–37. – Текст : непосредственный.
В статье представлено логопедическое занятие в старшей речевой группе для детей с ТНР. Они тренируются в написании буквы О, учатся сравнивать её с различными предметами, делать пересказ по опорным картинкам.
Чумакова, М. В. Сюжетное занятие-сказка «В деревне у дедушки»: автоматизация и дифференциация звуков [д], [д’] - [т], [т’] / М. В. Чумакова // Логопед. – 2023. – № 9. – С. 51–55. – Текст : непосредственный.
Представлено логопедическое занятие в подготовительной речевой группе для детей с ТНР, выстроенное в форме сказки. Результатом проведения занятия станет обучение детей составлению слоговых и звуковых схем, выделению нужных звуков голосом, формированием у детей умений отвечать на вопросы и пересказывать сказку.
Шамшурова, О. Л. Игровая технология «Бусоград» в работе с детьми с ТНР / О. Л. Шамшурова // Логопед. – 2023. – № 2. – С. 21–27. – Текст : непосредственный.
В статье представлены рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО для развития познавательно-речевой активности и творческого потенциала у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через использование инновационной технологии «Бусоград».
Шелкова, Е. В. Путешествие в страну Волшебницы речи : логопедическое занятие для детей 5–7 лет с речевыми нарушениями / Е. В. Шелкова // Логопед. – 2023. – № 1. – С. 41–45. – Текст : непосредственный.
Автором предложен сценарный ход логопедического занятия на развитие и закрепление навыков грамматической речи, выстроенного в игровой форме.