Система инклюзивного образования

2022 год

 

Вильшанская, А. Д. Инклюзивное образование и его реализация: психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями / А. Д. Вильшанская, Н. В. Бабкина // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 36–41. – Текст : непосредственный.

Автором проанализированы различные варианты содержания психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной школе; описаны вариативные модели образовательной и социально-воспитательной инклюзии, показаны приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения при реализации различных моделей инклюзивного обучения; обозначены актуальные векторы развития психолого-педагогического сопровождения, востребованные в современной инклюзивной практике.

Гусева, Н. Ю. Организация работы по инклюзивным моделям «Ресурсный класс» и «Автономный класс» для детей с расстройствами аутистического спектра в Нижегородской области / Н. Ю. Гусева// Аутизм и нарушения развития. – 2022. – № 1. – С. 47–56. – Текст : непосредственный.

Автором описан пошаговый алгоритм подготовки к открытию ресурсных и автономных классов, реализуемый в Нижегородской области в рамках региональной Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра.

Ермолина, Т. Н. Преемственность дошкольного и начального общего образования в реализации инклюзивного подхода / Т. Н. Ермолина, О. М.Кузенкова // Логопед. – 2022. – № 5. – С. 86–91. – Текст : непосредственный.

Раскрыты вопросы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием детей с ОВЗ, ранней социализации воспитанников данной категории и их и адаптации к школьной жизни.

Кантор, В. З. Когнитивные ресурсы развития инклюзивных профессиональных компетенций педагога / В. З. Кантор, Ю. Л. Проект // Дефектология. – 2022. – № 6. – С. 3–14. – Текст : непосредственный.

В статье, в контексте задач совершенствования компетентностного обеспечения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются вопросы взаимосвязи когнитивных характеристик личности педагога и уровня сформированности его инклюзивных профессиональных компетенций. По результатам специального поисково-констатирующего эксперимента выявлены особенности когнитивной сферы личности педагогов, имеющих разный уровень сформированности инклюзивных профессиональных компетенций.

Кузьмичева, Т. В. Индивидуализация образовательного процесса: «девять шагов» к командному взаимодействию педагогов в процессе мониторинга / Т. В. Кузьмичева // Дефектология. – 2022. – № 6. – С. 15–23. – Текст : непосредственный.

В статье представлены результаты исследования особенностей командного взаимодействия учителей основного общего образования с педагогами-психологами, учителями начального общего образования, логопедами и дефектологами в процессе мониторинга учебного поведения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Разработана и описана технология «девять шагов» к командному взаимодействию в процессе мониторинга, позволяющая алгоритмизировать их совместные профессиональные действия, направленные на индивидуализацию образовательного процесса и получение объективного и целостного представления об условиях его эффективности.

Налобина, А. Н. От спорта адаптивного к спорту инклюзивному: успешный опыт перехода / А. Н. Налобина, Н. Т. Ульжекова, Е. С. Стоцкая // Адаптивная физическая культура. – 2022. – № 4. – С. 39–40. – Текст : непосредственный.

Автором представлена организация адаптивных спортивных секций для детей с ОВЗ на основе инклюзивного подхода, позволяющая задействовать большое количество занимающихся, а также осуществлять их социальную интеграцию. Обозначены основные нормативно-правовые документы федерального уровня в сфере АФК.

Русяйкина, А. В. К вопросу о социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе: опыт реализации проекта / А. В. Русяйкина // Адаптивная физическая культура. – 2022. – № 4. – С. 51–53. – Текст : непосредственный.

В статье рассмотрен опыт реализации проекта «Социализация студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе», позволивший добиться интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в студенческую среду посредством спортивной, волонтёрской, методической, научной деятельности.

Слепович, Е. С. Построение отношений и взаимодействия ребёнка с задержкой психического развития со сверстниками и взрослыми как основа инклюзивного образования / Е. С. Слепович, А. М. Поляков// Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 7–13. – Текст : непосредственный.

В статье рассматривается проблема построения отношений и взаимодействия ребёнка с задержкой психического развития как основания инклюзивного образования. Анализируется специфика проявления данной проблемы в условиях инклюзивного образования у детей с ЗПР.

 

 

 

 

 

 

Министерство культуры Ставропольского краяПортал госуслугОфициальный сайт ГМУГранты в области культурыНациональный антитеррористический комитетГосударственный антинаркотический комитетФинансовая культураФинансовая культура аудиолекцииДвижение первых