Обучение детей с расстройствами аутистического спектра

2022 год

 

Баландина, О. В. Работа системы комплексной помощи детям с PAC в регионах Приволжского Федерального округа / О. В. Баландина, У. Ю. Гвоздь // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – № 1. – С. 5–11. – Текст : непосредственный.

Автором представлен реализуемый в Приволжском федеральном округе общественный проект «Ментальное здоровье», направленный на развитие социально-реабилитационной помощи семьям, воспитывающим детей с ментальной инвалидностью. Описаны эффективные практики помощи семьям, осуществляемые в Нижегородской области.

Банникова, О. А. Индивидуальное логопедическое занятие с использованием методов сенсорной интеграции для детей с РАС / О. А. Банникова // Логопед. – 2022. – № 4. – С. 41–45. – Текст : непосредственный.

Представлен алгоритм индивидуального занятия, направленного на активизацию речи детей с расстройством аутистического спектра с использованием элементов сенсорной интеграции.

Боброва, А. В. Реализация программ поддержки родителей дошкольников с PAC / А. В. Боброва, С. В. Довбня, Т. Ю. Морозова, Е. Н. Сотова // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – № 1. – С. 37–46. – Текст : непосредственный.

Автором перечислены проблемы и трудности, испытываемые родителями, воспитывающими детей с РАС, представлены современные исследования и систематические обзоры, в которых анализируются потребности семей, а также возможности, предоставляемые программами помощи. Отмечено разнообразие программ, направленных на обучение родителей специалистами, а также обучающих самих родителей работать с детьми под руководством специалистов. Описаны три реализуемые в Нижегородской области программы поддержки родителей дошкольников с РАС: «Тренинг родительских навыков. 9 шагов», «Ранняя пташка», JASPER.

Бронников, В. А. Ранняя помощь в системе комплексного сопровождения детей с PAC и их семей в Пермском крае / В. А. Бронников, М. И. Григорьева, Н. Г. Вайтулевичюс, В. Ю. Серебрякова // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – № 1. – С. 20–28. – Текст : непосредственный.

Автором описана технология оказания ранней комплексной помощи детям с РАС и их семьям, используемая специалистами Пермского краевого центра комплексной реабилитации инвалидов. Представлены перспективы развития системы комплексного сопровождения детей с PAC и их семей в Пермском крае на основе построения системы межведомственного взаимодействия.

Вахитов, Р. Р. Особенности организации и проведения занятий по физической культуре у детей, имеющих расстройство аутистического спектра / Р. Р. Вахитов, Е. В. Абрамкин, А. В. Емельянов, А. А. Пушкарева // Адаптивная физическая культура. – 2022. – № 2. – С. 46–47. – Текст : непосредственный.

В статье рассматривается организация проведения занятий по физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра. Описаны методы, средства и способы проведения коррекционно-оздоровительных мероприятий.

Ермакова, Ю. Н. Метод сенсорной интеграции как средство реабилитации детей дошкольного возраста с аутизмом / Ю. Н. Ермакова, Е. А. Осокина, М. А. Корнева, М. М. Кудряшова // Адаптивная физическая культура. – 2022. – № 4. – С. 23–25. – Текст : непосредственный.

Основной целью метода сенсорной интеграции, построенном с использованием оборудования «Сова-Нянька» является усиление, сбалансированность и развитие обработки сенсорных стимулов ЦНС. Разработанные упражнения и игры с использованием специального оборудования, включение их в занятия лечебной физической культурой и индивидуализация, позволили в значительной степени повысить уровень развития сенсорных систем ребёнка.

Кайдан, И. Н. Формирование коммуникации детей с РАС: стратегии работы / И. Н. Кайдан // Логопед. – 2022. – № 4. – С. 6–20. – Текст : непосредственный.

Даны рекомендации и представлен авторский опыт работы по изучению коммуникации детей, имеющих расстройства аутистического спектра. Описаны эффективные формы и методы формирования навыка коммуникации у рассматриваемой категории детей.

Кисова, В. В. Родительская позиция в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра / В. В. Кисова, И. А. Конева // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – № 1. – С. 12–19. – Текст : непосредственный.

Представлено исследование родительской позиции в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с использованием эффективных опросников – «Анализ семейной тревоги», «Анализ семейных взаимоотношений», методика изучения родительских установок, методика диагностики отношения к болезни ребёнка, направленных на выявление семейной тревоги, родительских установок, родительского отношения, семейных взаимоотношений, отношения к болезни ребёнка.

Кононова, С. И. Влияние театра на развитие ребёнка с расстройством аутистического спектра (с учётом интеллектуального нарушения) / С. И. Кононова // Логопед. – 2022. – № 3. – С. 28–30. – Текст : непосредственный.

В статье приводится алгоритм занятия с использованием театра для детей с расстройствами аутистического спектра, показано значение искусства для рассматриваемой категории детей.

Коханова, С. К. Рекомендации для включения ребёнка с РАС в учебный процесс / С. К. Коханова // Логопед. – 2022. – № 3. – С. 26–27. – Текст : непосредственный.

Автором освещены рекомендации для специалистов сферы образования по включению ребёнка с расстройствами аутистического спектра в учебный процесс и подачи учебного материала.

Коханова, С. К. Речевой досуг для детей с РАС: день улыбки / С. К. Коханова // Логопед. – 2022. – № 3. – С. 49–51. – Текст : непосредственный.

Описан сценарный ход речевого досуга для детей с расстройствами аутистического спектра, приведены разноплановые упражнения на тактильный контакт и развитие мимики.

Кудашева, Н. И. Формирование математических представлений у невербального ребёнка с РАС. Случай из практики / Н. И. Кудашева// Аутизм и нарушения развития. – 2022. – № 1. – С. 57–62. – Текст : непосредственный.

Представлен практический опыт учителя-дефектолога ДОУ по обучению 6-летнего невербального мальчика с РАС элементарным математическим представлениям.

Максимова, С. Ю. Средства физической подготовки детей младшего возраста с расстройством аутистического спектра / С. Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. – 2022. – № 4. – С. 22–23. – Текст : непосредственный.

В статье представлены группы физических упражнений, наиболее подходящих для двигательной подготовки детей с расстройством аутистического спектра. Они направлены на формирование проприоцептивной чувствительности детей с РАС, повышение их психофизической выносливости, коррекции нарушений центральной нервной системы.

Малахова, Е. В. Корова Зорька : индивидуальное занятие для детей с РАС / Е. В. Малахова // Логопед. – 2022. – № 4. – С. 45–47. – Текст : непосредственный.

Автором описан сценарный ход индивидуального занятия для детей 5-ти лет с расстройствами аутистического спектра, направленного на развитие у них зрительно-моторной координации, зрительного и слухового внимания.

Морозова, С. С. Исследование влияния аутизма ребёнка на бюджет семьи, в которой он растёт / С. С. Морозова, Н. В. Тарасова // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – № 3. – С. 39–45. – Текст : непосредственный.

Автором описаны результаты исследования, в котором изучалось влияние на бюджет семьи и структуру расходов, наличие в ней ребёнка с расстройством аутистического спектра. Рассматривалось, от каких основных факторов зависят показатели расходов.

Сергиенко, А. И. Развитие навыка интравербальной коммуникации в коммуникативных группах у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра / А. И. Сергиенко, А. Н. Лукина // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – № 3. – С. 46–52. – Текст : непосредственный.

Представленная в статье авторская методика «Карусель вопросов» разработана для освоения детьми коммуникативных ролей. Её апробация проведена на группе детей с РАС в возрасте 11 лет, не имеющих значительных интеллектуальных нарушений. В исследовании применяется метод кейс-стади на примере ребёнка, который недавно пришёл в данный коллектив. Основная цель развитие у нового ученика навыка интравербальной коммуникации.

Старикова, О. В. Применение программы ранней помощи на основе Денверской модели раннего вмешательства для детей с PAC / О. В. Старикова, В. В. Дворянинова, О. В. Баландина // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – № 1. – С. 29–36. – Текст : непосредственный.

В статье представлен опыт реализации Программы ранней помощи для детей с РАС, разработанной на основе Денверской модели раннего вмешательства и апробированной в течение 6 месяцев 2020 года на базе Центра ментального здоровья Приволжского Исследовательского медицинского университета.

Сурсимова, О. Ю. Педагогические аспекты физического воспитания детей с синдромом Дауна / О. Ю. Сурсимова, Н. А. Федорова, А. В. Резаева, Б. К. Нуралиев // Адаптивная физическая культура. – 2022. – № 2. – С. 43–45. – Текст : непосредственный.

В статье представлены результаты апробации методики занятий адаптивной физической культурой с детьми с синдромом Дауна. Определялся уровень развития физических качеств детей в возрасте 3-10 лет. Даются практические рекомендации по особенностям проведения физкультурно-оздоровительных занятий с детьми с синдромом Дауна.

Туманова, Т. В. Реализация персонифицированного подхода в процессе инициации речи у детей 6-7 лет с расстройствами аутистического спектра / Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, А. В. Соболева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 1. – С. 28–35. – Текст : непосредственный.

Авторами дана характеристика персонифицированного подхода в работе с детьми, имеющими коморбидные нарушения речи, языка и коммуникации. Представлен персонифицированный подход в логопедической работе с детьми 6-7 лет, имеющими расстройства аутистического спектра. Обозначены приёмы и технологии персонифицированного воздействия на начальном этапе вызывания речи у неговорящих детей с PAC. Продемонстрированы учебные ситуации реализации персонифицированного подхода в логопедической работе.

Федотова, И. В. Смирнова Изучение параметров ходьбы у детей с синдромом Дауна и их взаимосвязь с показателями вестибулярной устойчивости / И. В. Федотова, Н. Л. Горячева, А. А. Смирнова // Адаптивная физическая культура. – 2022. – № 2. – С. 31–32. – Текст : непосредственный.

В статье представлен анализ результатов исследования параметров ходьбы и показателей вестибулярной устойчивости у детей с синдромом Дауна. Даны рекомендации по практическому применению результатов проведённого исследования.

Хруслова, Е. А. Материал М. Монтессори на логопедическом занятии как средство познавательного и речевого развития ребенка с синдромом Дауна / Е. А. Хруслова // Логопед. – 2022. – № 7. – С. 17–23. – Текст : непосредственный.

В статье представлена педагогика М. Монтессори в работе с детьми с нарушением интеллекта, приведены примеры развивающей среды, адаптированного материала на занятиях с детьми.

Шептунова, Т. В. Коррекция нежелательного поведения у четырёх учащихся с РАС в формате групповой работы с помощью индивидуализированной системы поощрений / Т. В. Шептунова // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – № 3. – С. 53–64. – Текст : непосредственный.

Описан случай одновременной коррекции различных проявлений нежелательного поведения у группы из четырёх учащихся с РАС и нарушениями интеллектуального развития в условиях школы с помощью системы поощрений. Размещён опросник для индивидуального подбора эффективных мотивационных стимулов, описаны этапы проведения и особенности использования жетонной системы для формирования у детей самоконтроля.

 

 

 

 

 

 

 

Министерство культуры Ставропольского краяПортал госуслугОфициальный сайт ГМУГранты в области культурыНациональный антитеррористический комитетГосударственный антинаркотический комитетФинансовая культураФинансовая культура аудиолекцииДвижение первых