Обучение детей с умственной отсталостью
2022 год
Заиграева Н. В. Индивидуальные различия в осознании агрессивности у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости / Н. В. Заиграева, М. А. Фирсова // Дефектология. – 2022. – № 1. – С. 28–36. – Текст : непосредственный.
В статье представлены результаты исследования, свидетельствующие о различиях в осознании агрессивности подростками с нарушением интеллекта и ее дифференцированных проявлениях в межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками. Полученные сведения могут способствовать повышению качества психологического сопровождения умственно отсталых подростков как в условиях коррекционной школы, так и в условиях инклюзивного образования.
Закрепина, А. В. Типология особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях цифровой образовательной среды : эмпирическое исследование/ А. В. Закрепина, Е. А. Стребелева, Е. А. Кинаш, Т. Ю. Бутусова, Г. А. Мишина // Дефектология. – 2022. – № 2. – С. 42–52. – Текст : непосредственный.
Описаны результаты эмпирического изучения особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях современной цифровой образовательной среды. Автором представлена уровнево-типологическая характеристика образовательных потребностей, проявляющихся при использовании информационно образовательных средств и связанных с организационно-управленческой, образовательной и коммуникативной деятельностью в процессе овладения программным материалом.
Кольянко, Л. В. Организация обучения игре детей с нарушениями интеллекта / Л. В. Кольянко // Логопед. – 2022. – № 3. – С. 94–97. – Текст : непосредственный.
Автором даны рекомендации для специалистов сферы образования по обучению игровой деятельности ребёнка с интеллектуальными нарушениями.
Кононова, С. И. Рекомендации по организации урока для специалистов и родителей, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями / С. И.Кононова // Логопед. – 2022. – № 1. – С. 94–97. – Текст : непосредственный.
Представлены рекомендации по организации и проведению урока в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Приводятся требования к использованию материалов и выстраиванию коммуникации с «особым» ребёнком.
Кузма, Л. П. Об организации обучения детей с лёгкими формами психического недоразвития в разновозрастных коррекционных классах сельских школ / Л. П. Кузма // Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 28–35. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена проблеме организации обучения детей с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития в условиях сельских школ. Представлены данные о распространённости этих вариантов дизонтогенеза у детей, проживающих в сельской местности. В статье рассматриваются основные принципы организации разновозрастного обучения в коррекционном классе.
Ланская, О. В. Эффективность методики развития двигательных качеств школьников с умственной отсталостью с использованием подвижных игр / О. В. Ланская, Л. А. Сазонова, Е. И. Королькова // Адаптивная физическая культура. – 2022. – № 2. – С. 7–10. – Текст : непосредственный.
В статье представлены данные, свидетельствующие об эффективности общеиспользуемой методики занятий адаптивной физической культурой с использованием подвижных игр для развития двигательных качеств (силовых, скоростных, ловкости, скоростно-силовых, гибкости) младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.
Медникова, Л. С. Формирование социальной ответственности и социально ответственного поведения у младших умственно отсталых школьников. Сообщение 1 / Л. С. Медникова, Ю. С. Феоктистова// Дефектология. – 2022. – № 4. – С. 14–19. – Текст : непосредственный.
В статье рассматриваются методологические и методические основы формирования социальной ответственности и социально ответственного поведения младших школьников с умственной отсталостью.
Оринчук, В. А. Программное обеспечение занятий по адаптивному скалолазанию для детей и подростков с нарушением интеллекта / В. А. Оринчук, М. В. Курникова, А. В. Оринчук [и др.] // Адаптивная физическая культура. – 2022. – № 4. – С. 18–21. – Текст : непосредственный.
Расмотрен вопрос организационно-содержательного обеспечения занятий по адаптивному скалолазанию для детей и подростков с нарушением интеллекта. Представлена дополнительная общеразвивающая программа занятий по адаптивному скалолазанию, дана краткая характеристика основных разделов программы, представлены результаты исследования по оценке эффективности представленной программы занятий по адаптивному скалолазанию в развитии физических качеств детей с нарушением интеллекта.
Петрова С. А. Организация коммуникативного подхода на уроках русского языка с умственно отсталыми учениками младших классов / С. А.Петрова // Логопед. – 2022. – № 6. – С. 84–89. – Текст : непосредственный.
В статье рассматривается принцип коммуникативного подхода на уроках русского языка с младшими школьниками, имеющими нарушения интеллекта.
Соловьёва, С. В. Концепция разработки примерных рабочих программ по профилям трудовой подготовки в рамках учебного предмета «Профильный труд» для обучения детей с лёгкой умственной отсталостью / С. В. Соловьёва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 8. – С. 47–55. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена обоснованию подходов к проектированию примерных рабочих программ по профилям трудовой подготовки для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью 6–9 классов. Детально раскрыты особенности содержательного наполнения основных компонентов примерных рабочих программ: пояснительной записки, содержания обучения, планируемых результатов обучения и тематического планирования. Особое внимание обращено на характеристику взаимосвязи обязательных структурных компонентов примерных рабочих программ.
Соловьёва, С. В. Обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета «Профильный труд» обучающимся с лёгкой умственной отсталостью / С. В. Соловьёва, М. О. Максимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. – № 8. – С. 56–66. – Текст : непосредственный.
В статье систематизировано проблемное поле в сфере профессионально-трудовой подготовки обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, представлены актуальные направления обновления содержания и технологий обучения по профилям трудовой подготовки. На этой основе обоснован вывод о том, что развитие технологического образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью и профессиональное развитие учителей целесообразно при использовании ресурсов методической работы в общеобразовательных организациях.
Степанова, В. А. Особенности познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы и общения детей с синдромом Дауна / В. А. Степанова, В. А. Ерохина, А. А. Леонгард, М. М. Гавриленко // Дефектология. – 2022. – № 6. – С. 60–67. – Текст : непосредственный.
В статье представлены результаты исследования особенностей познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы и общения детей с синдромом Дауна. Проведён сравнительный анализ результатов диагностики когнитивной и эмоционально-личностной сферы владеющих и не владеющих экспрессивной речью детей с синдромом Дауна; выдвигаются гипотезы о причинах выявленных особенностей и различий в сравниваемых группах детей в рамках концепции закономерностей психического развития детей с синдромом Дауна.
Тихонова, Е. В. Использование обучающей компьютерной программы в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями / Е. В. Тихонова // Логопед. – 2022. – № 4. – С. 93–99. – Текст : непосредственный.
Автором представлен опыт работы логопеда с использованием компьютера по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью.