Обучение детей с умственной отсталостью
2021 год
Алышева, Т. В. Формирование основ компьютерной грамотности у обучающихся с легкой умственной отсталостью / Т. В. Алышева, Е. Г. Исупова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 2. – С. 37–46. – Текст : непосредственный.
Показаны особенности проектирования и организации образовательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью на занятиях факультативного курса «Основы компьютер ной грамотности» в условиях коррекционной общеобразовательной школы-интерната. Приведены выявленные особенности выпускников (9 класс) по умению работать с различными приложениями и пользованию сетью Интернет.
Буряк, С. П. Формирование этнической толерантности у обучающихся с легкой умственной отсталостью в процессе изучения курса «Культура и традиции народов, проживающих в России / С. П. Буряк, Е. П. Канина, Т. В. Максютенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 39–46. – Текст : непосредственный.
В статье представлен опыт работы по проектированию и реализации курса внеурочной деятельности «Культура и традиции народов, проживающих в России», направленного на формирование этнической толерантности у младших школьников с легкой умственной отсталостью (2-3 классы). Приведены фрагменты планирования, учебно-дидактических и контрольно-измерительных материалов по данному курсу, успешно апробированных в практике работы КОУ «Нововаршавская адаптивная школа-интернат» (Омская область).
Жулина, Ю. А. Из опыта дистанционной работы со взрослыми инвалидами с интеллектуальными нарушениями / Ю. А. Жулина, З. М. Левина, И. М. Яковлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 5. – С. 34–41. – Текст : непосредственный.
Обсуждаются вопросы организации дистанционной работы со взрослыми инвалидами, имеющими интеллектуальные нарушения и расстройства аутистического спектра. Авторами обобщён опыт работы Центра социальной реабилитации «Турмалин» в период сложной эпидемиологической ситуации (весна–осень 2020 г.). Описаны условия, необходимые для организации удаленной интерактивной работы с людьми с интеллектуальными нарушениями, представлены основные направления работы, особенности использования различных форм и приемов работы в дистанционном режиме.
Заиграева, Н. В. Конфликтное поведение старшеклассников с нарушением интеллекта как проявление подросткового кризиса / Н. В. Заиграева, Д. Я. Токарева // Дефектология. – 2021. – № 3. – С. 16–24. – Текст : непосредственный.
Рассмотрены результаты исследования симптомов подросткового кризиса и конфликтного поведения, как одного из них, у старшеклассников с лёгкой степенью психического недоразвития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Выявлены группы высококонфликтных и низкоконфликтных подростков, по-разному испытывающих подростковый кризис.
Петрова, С. А. Дидактические игры на уроках русского языка с младшими школьниками с нарушением интеллекта / С. А. Петрова // Логопед. – 2021. – № 1. – С. 82–88. – Текст : непосредственный.
Автором приведены примеры дидактических игр, которые можно использовать с младшими школьниками с нарушением интеллекта на уроках русского языка, логопедических занятиях, а также для самостоятельных занятий с родителями в качестве повторения и закрепления пройденного материала.
Стебляк, Е. А. Мониторинг способности подростков с лёгкой умственной отсталостью к осмыслению социального окружения прогнозирования проблем создания и своего места в нём: оценка семьи, семейной жизни и воспитания. Сообщение 3 / Е. А. Стебляк // Дефектология. – 2021. – № 1. – С. 27–37. – Текст : непосредственный.
В статье обсуждаются инструменты мониторинга личностного результата образования умственно отсталых обучающихся – способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём. принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Рассматриваются средства прогнозирования проблем создания семьи, семейной жизни и воспитания детей. Предлагается диагностический лист, критерии и показатели оценки прогноза, разработанные с учетом соответствующих представлений подростков с умственной отсталостью.
Стебляк, Е. А. Мониторинг способности подростков с лёгкой умственной отсталостью к осмыслению социального окружения и своего места в нём: оценка прогнозирования последствий плохого характера и неправильного поведения. Сообщение 4. / Е. А. Стебляк // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 22–31. – Текст : непосредственный.
В статье рассматриваются типические особенности и примеры выполнения диагностического задания; данные о возрастной динамике прогнозирования в условиях отсутствия целенаправленного дискурсивного воздействия.
Шишкова, М. И. Реализация принципа коммуникативной направленности в процессе изучения словарных слов школьниками с интеллектуальными нарушениями / М. И. Шишкова // Воспитание и обучение. – 2021. – № 1. – С. 26–34. – Текст : непосредственный.
Рассмотрены возможности работы со словарными словами на уроках русского языка со школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения. Предложены варианты заданий, показаны приёмы работы, даны методические рекомендации, реализующие принцип коммуникативной направленности обучения русскому языку.