Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи
2021 год
Апатенко, А. А. Экологическая сказка для детей с речевыми нарушениями. Речевой досуг для детей 5-6 лет / А. А. Апатенко // Логопед. – 2021. – № 4. – С. 58–61. – Текст : непосредственный.
Представлена авторская сказка на речевом мероприятии в стихах, которая знакомит дошкольников с экологическими проблемами современного общества. В доступной форме рассказывается о необходимости раздельного сбора мусора и о его вреде для природы, на занятиях также отрабатываются речевые навыки.
Бабасева, А. В. Напольный Логолабиринт в коррекции речевых нарушений детей с ОНР / А. В. Бабасева // Логопед. – 2021. – № 1. – С. 66–69. – Текст : непосредственный.
Представлен обзор развивающего оборудования «Напольный Логолабиринт», разработанного для детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Описаны речевые задания, которые логопед может использовать на индивидуальных логопедических занятиях и с подгруппой детей.
Балацкая, Е. В. Массажный коврик в логопедической практике / Е. В. Балацкая // Логопед. – 2021. – № 4. – С. 72–77. – Текст : непосредственный.
Раскрыты преимущества использования массажных ковриков «Ортодонт» в логопедической практике, обозначены задачи коррекционной работы. Приведены примеры игр по основным её направлениям с конкретным указанием целей.
Белка Н. В. Повышение мотивации к обучению у школьников с речевыми нарушениями / Н. В. Белка // Логопед. – 2021. – № 1. – С. 88–92. – Текст : непосредственный.
В статье рассматриваются причины низкой мотивации у современных школьников. Один из способов формирования интереса к обучению – интерактивные игры на логопедических занятиях.
Брагина, М. Г. Речевой проект «Читайка». Приобщение дошкольников с ОНР к литературе / М. Г. Брагина // Логопед. – 2021. – № 3. – С. 35–39. – Текст : непосредственный.
Описан речевой проект, направленный на развитие лексики, формирование выразительности движений, эмоций. Проект выстроен совместно с педагогическим коллективом.
Волкова, Т. А. Инструментарий логопеда в постановке звукопроизношения / Т. А. Волкова // Логопед. – 2021. – № 1. – С. 96–99. – Текст : непосредственный.
В статье представлены различные способы постановки звуков в игровой форме при помощи логопедического инструментария – тупфера (ватной палочки) зондозаменителя. Приведены примеры упражнений.
Голубович, С. Дислексия, нарушения сенсорной интеграции и синдром скотопической чувствительности (Часть 1) / С. Голубович, А. А. Дмитриев, В. Г. Колягина, Н. Шакотич, М. Вантич Танич, Н. Ечменица // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 2. – С. 27–36. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена проблеме специфических расстройств обучения. В первой части статьи рассматриваются общие черты, свойственные детям с указанными расстройствами.
Грошенкова, В. А. Логопедические занятия с элементами аква- и пескотерапии с детьми с ОНР / В. А. Грошенкова,В. А. Блохина // Логопед. – 2021. – № 2. – С. 20–31. – Текст : непосредственный.
Представлено содержание логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи с использованием элементов акватерапии и пескотерапии.
Дементьева, Л. М. Развитие просодической стороны у подростков с ТМНР на логопедическом занятии / Л. М. Дементьева, Е. И. Вяльшина // Логопед. – 2021. – № 6. – С. 96–99. – Текст : непосредственный.
В статье проанализированы особенности коррекционной работы учителя-логопеда с подростками с ТМНР в условиях комплексного реабилитационно-образовательного центра на примере занятий по логоритмике.
Дженгурова, Л. Н. Логопедический массаж: необходимость использования в коррекции речевых нарушений / Л. Н. Дженгурова // Логопед. – 2021. – № 3. – С. 20–22. – Текст : непосредственный.
В статье приведены примеры эффективности использования логопедического массажа и самомассажа, описаны речевые случаи для техник массажа.
Дорофеева, Л. В. Электронная тетрадь в логопедической работе / Л. В. Дорофеева // Логопед. – 2021. – № 4. – С. 22–27. – Текст : непосредственный.
Представлен авторский опыт использования электронной тетради логопедом в детском саду, освещена работа с детьми с нарушениями речи и родителями.
Дроздова, Н. В. Изучение предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н. В. Дроздова, В. Д. Ладейко // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 56–65. – Текст : непосредственный.
В статье представлены результаты экспериментального изучения предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в контексте компетентностного подхода, определены уровни их сформированности. Выделены общие и специфические характеристики понимания и употребления предложно-падежных конструкций у детей с разными вариантами общего недоразвития речи (неосложненным вариантом: осложненным вариантом: моторной алалией).
Дрыгина, Е. Н. Мотивация речевой деятельности у неговорящих детей и детей с ЗРР / Е. Н. Дрыгина // Логопед. – 2021. – № 2. – С. 12–19. – Текст : непосредственный.
В статье описана технология по мотивации речевой деятельности у неговорящих детей и детей с задержкой речевого развития, приведены примеры исследований, представлена модель коммуникативного подхода в коррекции речевых нарушений.
Евдокимова, А. Е. Страна загадок. Литературный материал для детей с речевыми нарушениями / А. Е. Евдокимова // Логопед. – 2021. – № 3. – С. 100–103. – Текст : непосредственный.
Представлены авторские загадки, которые можно предложить детям на логопедических занятиях. Рассказывается об истории происхождения слова «загадка», об их важности в обучении и раз витии детей.
Ежова, Т. Г. Современные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с 3PP / Т. Г. Ежова, А. М. Сибагатулина // Коррекционная педагогика. Вопросы и ответы. – 2021. – № 2. – С. 37–39. – Текст : непосредственный.
В статье рассмотрены примеры современных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой речевого развития.
Женихова, К. В. Волшебная полянка. Индивидуальное занятие для ребёнка с ТМНР / К. В. Женихова // Логопед. – 2021. – № 3. – С. 49–51. – Текст : непосредственный.
В статье представлен сценарий индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком, имеющим тяжёлые множественные нарушения речи. Даны примеры игр на соотнесение цвета и количества.
Жукова, О. В. Адаптированный материал для обучающихся с ОНР / О. В. Жукова, Н. В. Фалько // Логопед. – 2021. – № 1. – С. 92–95. – Текст : непосредственный.
Автором представлен адаптированный материал и темы для изучения на коррекционно-развивающих логопедических занятиях для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи (1 класс), предназначенные для работы учителя-логопеда школьной организации.
Ибатуллина, Р. Р. Изучаем гласные звуки. Занятие для детей с ОНР / Р. Р Ибатуллина, Л. Р. Фазуллина, О. А. Никифорова // Логопед. – 2021. – № 1. – С. 38–43. – Текст : непосредственный.
В статье представлено занятие, предназначенное для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, проводимое в конце учебного года для закрепления изученных гласных звуков и построенное в игровой форме: дошкольники помогают сказочной героине Пеппи Длинныйчулок.
Киселева, Н. А. Дневник «Обучаемся вместе»: организация взаимодействия с родителями / Н. А. Киселева, С. А. Прокопьева // Логопед. – 2021. – № 1. – С. 77–80. – Текст : непосредственный.
В статье представлены успешные технологии сотрудничества воспитателей с родителями на примере разработки технологии дневника «Обучаемся вместе» в условиях логопедического пункта детского сада.
Клементьева, Г. Н. Книга – твой друг. Логопедический досуг для детей 5-7 лет / Г. Н. Клементьева // Логопед. – 2021. – № 3. – С. 52–57. – Текст : непосредственный.
В статье представлен логопедический досуг на дифференциацию свистящих и шипящих звуков, в рамках которого детям предлагается выполнение разных интересных заданий, участвующих в пересказе и придумывании своей книги путешествий.
Колпакова, Р. Ф. Клоун Карандаш и четыре цвета. Интегрированное занятие для детей 3-4 лет с ТНР / Р. Ф. Колпакова, Е. В. Ромашко // Логопед. – 2021. – № 3. – С. 27–30. – Текст : непосредственный.
Автором описано интегрированное занятие, направленное на развитие эмоциональной сферы с использованием дидактических игр и выстроенное с элементами экспериментирования и отработки коммуникативных форм общения.
Коновалова, Е. Г. Задержка речевого развития: что делать? / Коновалова Е. Г. // Логопед. – 2021. – № 1. – С. 34–37. – Текст : непосредственный.
В статье представлено описание развития речи детей раннего возраста и игровые упражнения, используемые при задержке речевого развития.
Константинова, Н. В. Система взаимодействия с семьями воспитанников по развитию речи посредством Интернет-портала Learning Apps.org / Н. В. Константинова // Коррекционная педагогика. Вопросы и ответы. – 2021. – № 2. – С. 69–75. – Текст : непосредственный.
В статье представлена система взаимодействия с семьями воспитанников образовательного учреждения по развитию речи посредством Интернет-портала Learning Apps.org.
Косинова, Е. М. Яркие пособия в коррекции нарушений речи детей / Е. М. Косинова // Логопед. – 2021. – № 2. – С. 6–10. – Текст : непосредственный.
Интервью с научным сотрудником Института коррекционной педагогики РАО, логопедом, автором популярных книг и пособий – Косиновой Е. М. о профессии и издательской деятельности.
Кощеева, О. В. Направления консультативной работы логопеда с родителями детей 2-3 лет, имеющих задержку речевого развития / О. В. Кощеева // Воспитание и обучение. – 2021. – № 1. – С. 69–77. – Текст : непосредственный.
В статье представлены теоретические и практические аспекты консультативной работы логопеда с родителями детей в возрасте 2-3 лет, имеющих задержку речевого развития. Приводятся типичные ошибки в коммуникативно-речевом поведении близких взрослых при самостоятельном стимулировании речи у детей и методические подходы к их преодолению. Даются рекомендации по использованию конкретных приемов консультативно-логопедической работы логопеда с семьей.
Лавринова, Т. А. Профилактика дислексии и предупреждение вторичных нарушений у детей с ОВЗ / Т. А. Лавринова // Логопед. – 2021. – № 6. – С. 103–107. – Текст : непосредственный.
Представлен материал с поэтапной технологией коррекционной работы по профилактике дислексии при обучении процессу чтения с логопатами. Освещена подборка увлекательного методического материала с пропедевтической целью предупреждения вторичных личностных нарушений у старших дошкольников.
Лапина, Е. И. Играем дома : мастер-класс для родителей / Е. И. Лапина // Логопед. – 2021. – № 4. – С. 85–87. – Текст : непосредственный.
В статье представлен опыт проведения мастер-класса, проведённого с родителями детей средней группы ДОО с целью ознакомления их с играми, направленными на развитие речи нетрадиционными способами. В ходе мастер-класса родители не только знакомятся с разнообразием игр, но и принимают в них непосредственное участие.
Малых, Н. Ю. Путешествие в Африку. Интегрированное занятие логопеда и инструктора по физкультуре / Н. Ю. Малых, И. М. Псарева // Логопед. – 2021. – № 3. – С. 44–48. – Текст : непосредственный.
В статье представлено интегрированное занятие логопеда и инструктора по физической культуре с использованием подвижных игр и пальчиковых упражнений. Все задания направлены на коррекцию речи и движений у дошкольников.
Мироненко, Н. В. Особенности обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями / Н. В. Мироненко // Логопед. – 2021. – № 4. – С. 88–94. – Текст : непосредственный.
Представлен опыт обучения детей с ТМНР в первом классе по специальным программам, даны методические рекомендации по его организации.
Миронычева, Ю. С. Игровые упражнения коррекции речевых нарушений у младших дошкольников с ОНР / Ю. С. Миронычева, А. С. Осипова // Логопед. – 2021. – № 2. – С. 64–70. – Текст : непосредственный.
Описаны игровые упражнения и игры с младшими дошкольниками с ОНР, направленные на активизацию речи и развитие движений.
Ниськова, Ю. В. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ОНР с помощью STEAM-технологий / Ю. В. Ниськова, О. Н. Букреева // Логопед. – 2021. – № 4. – С. 37–41. – Текст : непосредственный.
Представлены авторские игры и упражнения, направленные на развитие навыков звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ОНР с помощью STEAM-технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Павлова, Н. Н. К вопросу о разработке индивидуальной программы коррекционной работы с ребенком, имеющим тяжелые множественные нарушения развития / Н. Н. Павлова, М. В. Переверзева // Воспитание и обучение. – 2021. – № 1. – С. 35–48. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые множественные нарушения раз вития. Представлена типология нарушенного развития, положенная в основу вновь разработанной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Ромашко, Е. В. Какого цвета Югорское лето? Занятие педагога-психолога и учителя-логопеда для детей с THP / Е. В. Ромашко, Р. Ф. Колпакова // Логопед. – 2021. – № 4. – С. 42–45. – Текст : непосредственный.
В статье представлено интегрированное занятие для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, на котором отрабатываются не только знания о природе родного края, но и речевые навыки.
Сагитова, А. Ф. Чтобы малыш заговорил / А. Ф. Сагитова // Коррекционная педагогика. Вопросы и ответы. – 2021. – № 2. – С. 22–25. – Текст : непосредственный.
В статье представлены фрагменты занятий по логопедической работе с безречевыми детьми.
Синько, Н. В. Кукольный театр с улыбкой. Логопедические занятия с использованием театра / Н. В. Синько // Логопед. – 2021. – № 4. – С. 46–53. – Текст : непосредственный.
В статье представлена авторская разработка по использованию кукольного театра на логопедических занятиях. С помощью театра можно не только отрабатывать речевые навыки, но и поведение, развивать познавательную деятельность ребенка с нарушением речи.
Смолиговец, Я. С. Методы и приемы ТРИЗ с дошкольниками с нарушением речи / Я. С. Смолиговец // Логопед. – 2021. – № 4. – С. 32–36. – Текст : непосредственный.
В статье описывается опыт применения методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе логопеда с дошкольниками с тяжелыми на рушениями речи. Приводятся преимущества использования данных методов и приемов, даются рекомендации по их применению.
Спицына, М. И. Остров ошибок. Логопедическое занятие к весеннему празднику / М. И. Спицына // Логопед. – 2021. – № 2. – С. 48–52. – Текст : непосредственный.
Представлен сценарий логопедического занятия с участием специалистов и родителей, построенное в рамках сюжетной линии с включением разнообразных игр и упражнений на развитие артикуляции, обогащение лексико-грамматических категорий, отработку звукопроизношения.
Телепень, Т. С. Женские профессии. Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с THP / Т. С. Телепень // Логопед. – 2021. – № 3. – С. 40–44. – Текст : непосредственный.
Представлено занятие по формированию лексико-грамматических средств языка по теме «Женские профессии» для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет, которое поможет отработать предложно-падежные конструкции, расширить и активизировать словарь.
Телепень, Т. С. Заучивание речевого материала с детьми с тяжелыми нарушениями речи при подготовке к праздникам / Т. С. Телепень // Логопед. – 2021. – № 1. – С. 52–55. – Текст : непосредственный.
Автором описаны эффективные приёмы работы учителя-дефектолога с детьми с тяжёлыми нарушениями речи по заучиванию речевого материала к праздникам (развлечениям).
Тютрина, Г. А. Логопедический чемоданчик. Речевой материал для занятий с детьми / Г. А. Тютрина, Е. Н. Зикункова, С. П. Максимова // Логопед. – 2021. – № 3. – С. 31–34. – Текст : непосредственный.
Автором освещён опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателями коррекционной группы с использованием речевых материалов.
Устинова, С. В. Логопедический КВН «Знатоки леса» : мероприятие для детей с нарушениями речи / С. В. Устинова, Е. В. Зинина // Логопед. – 2021. – № 3. – С. 57–61. – Текст : непосредственный.
Представлен сценарий логопедического КВНа, направленного на развитие звуко-буквенного анализа, предложены разные интересные задания.
Царенко, Е. Н. Путешествие со звуками. Занятие на дифференциацию звуков для детей 5–6 лет / Е. Н. Царенко // Логопед. – 2021. – № 1. – С. 56–59. – Текст : непосредственный.
Представлено занятие на дифференциацию звуков [с] – [ш], выстроенное в игровой форме с разно образными заданиями: артикуляционная гимнастика, упражнения на звуко-буквенный анализ.
Якунина, В. А. Насекомые. Занятие по обучению грамоте детей с ОВЗ / В. А. Якунина // Логопед. – 2021. – № 6. – С. 61–72. – Текст : непосредственный.
Статья посвящена подробному изложению занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Особое внимание уделяется приёмам, позволяющим активно использовать алгоритм исследовательской работы по звуковому и слоговому анализу слов через опору на тактильный, слуховой, двигательный, зрительный анализаторы, содержащим увлекательные для малышей характеристики звуков языка.