Обучение детей с расстройствами аутистического спектра

2021 год

 

Алоин, А. В. Организационно-методические особенности проведения занятий АФК с подростками с PAC в удалённом формате обучения на примере специализированной школы Израиля / А. В. Алоин // Адаптивная физическая культура. – 2021. – № 1. – С. 19–21. – Текст : непосредственный.

В статье освещена проблема перевода занятий адаптивной физической культурой (АФК) из очной в дистанционную форму обучения в связи со сложившимися новыми условиями, вызванными пандемией коронавируса. Статья основана на личном педагогическом опыте автора по использованию технологических карт в работе с детьми и подростками с расстройствами аутистического спектра от низкого до среднего функционального уровня средствами АФК.

Безносикова, Л. Л. Обучение дошкольника с PAC спокойному прекращению игры и переходу к учебной деятельности в рамках тренинга с опорой на навыки (SBT) / Л. Л. Безносикова, Л. А. Островская // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – № 2. – С. 15–22. – Текст : непосредственный.

Продемонстрированы результаты двух этапов работы по тренингу с опорой на навыки (SBT), разработанному Грегори Хенли: а) этапа прекращения мотивационной деятельности (САВ 1) и б) этапа переходов (САВ 2). В исследовании анализируется индивидуальный случай, оно проведено в кросс-поведенческом многофоновом дизайне, длилось 8 недель и включало замер данных по нежелательному поведению и обучаемым навыкам в ходе каждой учебной пробы. В результате обучения длительностью 15 часов у ребёнка сформировался навык спокойного прекращения игры и перехода в учебную зону, появились реакции, указывающие на готовность слушать учи теля и учиться.

Беркун, А. В. Выявление признаков формирования PAC в период младенчества. Обзор диагностического инструментария. Сообщение 2.  / А. В. Беркун, Е. Р. Баенская // Дефектология. – 2021. – № 4. – С. 3–11. – Текст : непосредственный.

В статье представлен обзор диагностического инструментария, который используется в практике зарубежных и отечественных специалистов для выявления наиболее ранних признаков угрозы формирования расстройств аутистического спектра. В данном сообщении рассматриваются методики обследования, содержащие шкалы непосредственного наблюдения за поведением ребёнка младенческого возраста в ситуациях взаимодействия со взрослым, обсуждаются их возможности и ограничения.

Борисова, Н. В. Особенности оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с РАС / Н. В. Борисова, С. А. Розенблюм, Л. В. Шаргородская // Воспитание и обучение. – 2021. – № 1. – С. 9–19. – Текст : непосредственный.

В статье рассматриваются вопросы организации и проведения оценочной деятельности школы в контексте реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), рассматриваются особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся с РАС. Особое внимание уделяется организации процедуры оценки предметных и метапредметных результатов в ходе промежуточной и итоговой аттестации и основным направлениям адаптации этих процедур с учетом особых образовательных потребностей обучающихся этой категории.

Браткова, М. В. Особенности игрового взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с риском возникновения расстройства аутистического спектра / М. В. Браткова, А. С. Набиулина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 2. – С. 47–55. – Текст : непосредственный.

Статья посвящена изучению взаимодействия матери и ребёнка, а именно своеобразию общения и предметно-игрового сотрудничества между матерью и ребёнком раннего возраста с риском возникновения расстройства аутистического спектра.

Кайдан, И. Н. Взаимодействие логопеда со специалистами в коррекции речи детей с РАС / И. Н. Кайдан // Логопед. – 2021. – № 3. – С. 73–79. – Текст : непосредственный.

Приведена модель взаимодействия с родителями, имеющими детей с РАС, специалистов в условиях психоневрологического диспансера. Представлены направления работы.

Константинова, И. С. Сенсорная интеграция в помощи ребёнку с аутизмом / И. С. Константинова, О. С. Никольская // Дефектология. – 2021. – № 1. – С. 15–26. – Текст : непосредственный.

Статья посвящена известному коррекционному подходу, направленному на помощь ребёнку в развитии сенсорной интеграции-процесса упорядочивания ощущений, формирования сенсорного опыта взаимодействия со средой и использования его в решении новых задач. Представлены взгляды его создателей на процесс и этапы развития сенсорной интеграции в нормальном онтогенезе, возможные дисфункции и их отрицательное влияние на обучение и социализацию ребенка, организация и методы коррекционной работы. Обсуждаются возможности использования подхода при PAC, специфика занятий с таким ребенком, связанная как с особенностями развития его сенсорной сферы, так и с другими аспектами нарушений – поведенческими и эмоциональными трудностями.

Смирнова, Е. А. Коммуникативные игры с детьми 1–3 лет с расстройствами аутистического спектра / Е. А. Смирнова // Коррекционная педагогика. Вопросы и ответы. – 2021. – № 2. – С. 16–21. – Текст : непосредственный.

Автором продемонстрированы эффективные примеры коммуникативных игр с детьми 1–3 лет с расстройствами аутистического спектра.

Попова, О. А. Влияние системы альтернативной коммуникации PECS на проявления вокальной речи у детей с аутизмом / О. А. Попова, Н. М. Филина // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – № 2. – С. 23–39. – Текст : непосредственный.

Показано положительное влияние обучения системе альтернативной коммуникации с помощью обмена изображениями PECS (Picture exchange communication system) на проявления вокальной речи у детей с расстройства ми аутистического спектра (PAC). Представлены материалы эмпирического исследования троих детей с РАС и другими ментальными нарушениями в возрасте 2–4 лет.

Попова, С. П. Формирование навыков социальной коммуникации и социально приемлемого поведения у детей с РАС в ходе организованной экскурсионной работы / С. П. Попова // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – № 1. – С. 55–64. – Текст : непосредственный.

Представлен материал по реализации программы дополнительного образования «Экологические праздники в музее» с целью развития социальных и коммуникативных навыков обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). Мероприятия проводились в 2019-2020 учебном году в сотрудничестве со специалистами Ялуторовского музейного комплекса Тюменской области.

Эрц, Ю. М. О практической и научной деятельности поведенческих специалистов / Ю. М. Эрц // Аутизм и нарушения развития. – 2021. – № 2. – С. 3–5. – Текст : непосредственный.

Представлены тенденции в развитии на территории России поведенческого анализа как доказательной практики. Описаны исследования, в которых с помощью однообъектного дизайна оценивается эффективность поведенческого вмешательства при изменении социально значимого поведения.

Якименко, Н. А. Путешествие Колобка : коррекционно-развивающее занятие с ребёнком с синдромом Дауна / Н. А. Якименко // Логопед. – 2021. – № 4. – С. 53–57. – Текст : непосредственный.

Представлен сценарий индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком 4-х лет с синдромом Дауна. На занятии предлагается использовать упражнения на развитие слухового и зрительного внимания, дыхательные, артикуляционные, пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

 

 

Министерство культуры Ставропольского краяПортал госуслугОфициальный сайт ГМУГранты в области культурыНациональный антитеррористический комитетГосударственный антинаркотический комитетФинансовая культураФинансовая культура аудиолекцииДвижение первых