Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Противодействие коррупции

 

 

Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

План по предупреждению и противодействию коррупции

Методические рекомендации

Формы документов связанных с противодействием коррупции для заполнения бланки

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции

 

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия ратифицировала Конвенцию 8 марта 2006г. 19 мая 2008 г. был издан Указ Президента РФ № 815 "О мерах по противодействию коррупции", а 31 июля 2008 г. утвержден Национальный план противодействия коррупции, который предусматривает принятие трех видов мер: по законодательному обеспечению противодействия коррупции; по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции и по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению. В Национальном плане противодействия коррупции сказано, что коррупция вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Основными принципами противодействия коррупции являются приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

15 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а 17 июля 2009 г. – Федеральный закон № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". При Президенте РФ действует Совет по противодействию коррупции.

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под коррупцией понимается "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами и совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица".

Коррупция проявляется в совершении:

– преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

– административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов);

– дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

– запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

К коррупционным проявлениям относятся как коррупционные правонарушения, так и иные явления, например, издание нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы; покровительство публичному служащему со стороны должностного лица; совершение лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий (прав и обязанностей по должности).

Характерными признаками коррупции являются:

1) использование публичным лицом своего должностного или иного служебного положения вопреки законным интересам общества и государства;

2) получение неправомерных выгод как имущественного, так и неимущественного характера для себя либо другого физического или юридического лица;

3) наличие корыстной цели (получение имущественных выгод) или личной заинтересованности в неправомерных преимуществах имущественного или неимущественного характера. Заинтересованность проявляется в стремлении должностного или иного публичного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера в виде денег, ценностей, иного имущества, услуг имущественного характера и других имущественных выгод; иная личная заинтересованность в стремлении должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, протекционизм, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении каких-либо вопросов.

Коррупционное правонарушение  – это совершенное физическим или юридическим лицом противоправное деяние, состоящее в нарушении антикоррупционных стандартов и влекущее дисциплинарную и (или) гражданско-правовую ответственность.

В качестве основ организации борьбы с коррупционной преступностью могут выступать:

– постоянный анализ изменений коррупции и ее причин;

– определение стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

– следование закону, а не подзаконным актам;

– разработка целевых программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и ее субъектах;

– специализированная подготовка кадров и выделение в правоохранительных органах специализированных подразделений;

– борьба с организованной преступностью как основой коррупции, восстановление законности в регионах, где мафиозные структуры стремятся подменять органы власти;

– использование помощи различных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц;

– создание четких процедур отвода и самоотвода соответствующих служащих в целях предотвращения или урегулирования конфликтов интересов.

– преодоление иммунитетов различных категорий лиц при проведении расследования по делам о коррупции.

– переход от декларирования доходов государственных и муниципальных служащих к декларированию их расходов.

– конфискация имущества за все тяжкие преступления против собственности и экономические преступления. В ином случае уводятся активы и сохраняется легальная база для коррупционных действий, и, следовательно, для организованной преступности.

– сведение к минимуму избыточных контактов с чиновниками со стороны граждан и юридических лиц при получении стандартных государственных и муниципальных услуг.

– антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, направленная на выявление коррупционных рисков, наличие которых в нормативном правовом акте может спровоцировать в будущем совершение коррупционного правонарушения

– приведение в соответствие с антикоррупционным законодательством действующих нормативных правовых актов;

– закрепление неотвратимости ответственности чиновника за нарушения, связанные с его статусом, превышением его полномочий

– систематическая оценка результатов работы и корректировка мер.