Изменить размер шрифта  

Как выбрать внешний диск. Внешний жесткий диск как выбрать самый подходящий. Какой внешний диск выбрать. Какой принтер выбрать. Какой выбрать лазерный принтер сегодня. Какой цветной принтер выбрать. Готовые программы на java. Изучаем java с нуля быстро. Как начать программировать на java. Бесплатные игры для планшетов android. Качественный samsung android планшет. Планшет android цена. Отдых в турции отели. Самый лучший отдых в турции. Отдых в турции отели цены. Wow дк гайд. Лучший wow фрост дк гайд. Wow дк танк гайд. Рабочие программы на языке python. Изучаем python с нуля. Язык python для начинающих. Бесплатые плагины для Joomla. Скачать joomla плагины бесплатно. Где скачать самые последние плагины на joomla.
Главная
О библиотеке
История
Учредительные документы
Государственное задание и оценка качества
Услуги
Структура
Бэкграундер
Библиотека в СМИ
Читателям
Правила пользования
Новые поступления
Портрет в книжном интерьере
Библиотека «ЛОГОС»
Страничка психолога
Обзор тифлотехники
Блог Доступное чтение
Информационные ресурсы
Полнотекстовая БД "Инвалид и общество"
Тифлокалендарь
Наши издания
Фильмы с тифлокомментариями
Виртуальный музей
Полезные ссылки
Периодические издания
Специальные структурные подразделения
Центр социально-правовой информации
Детско-юношеский зал "Выбор"
Пресс-служба
Центр поддержки образования
Центр поддержки доступного туризма
Объединение "МАЯК"
Профессионалам
Интергрированное библиотечное обслуживание
Сеть интегрированного обслуживания
Итоги мониторинга
Повышение квалификации
План мероприятий
Полезные материалы
Организация доступной среды
Методические материалы
Виртуальный кабинет
Специалистам сферы воспитания и образования
Противодействие коррупции
Антитеррор

Министерство культуры Ставропольского края

Официальный сайт ГМУ

Портал госуслуг

Портал культура.рф

Информационно-справочный портал library.ru

Виртуальная справка

Национальный антитеррористический комитет

Государственный антинаркотический комитет


Рекомендации к проведению семинара

на базе муниципальной библиотеке

 

 

Уважаемые коллеги!

В свете реализации Конвенции о правах инвалидов и государственной программы «Доступная среда на 2011–2015 годы» приоритетной социальной задачей общества является создание равных возможностей для граждан с физическими ограничениями во всех сферах жизни путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.

Библиотека как социальный институт призвана поддержать стиль жизни тех, кто исключен из доминирующего потока социальной активности, и обеспечить им равные возможности использования информации. Выбор муниципальных библиотек Ставропольского края: реализовать гражданское право жителей с различными видами физических ограничений на беспрепятственный доступ к информации, – развивая интегрированное библиотечное обслуживание.

Организация системной работы по данному направлению требует от библиотечных специалистов совершенствования профессиональных знаний. Рекомендуем организовать на базе вашего учреждения информационно-методический семинар «Принцип равных возможностей: современная модель социокультурной реабилитации инвалидов». Для раскрытия данной темы целесообразно осветить вопросы современной библиотечной политики по отношению к пользователям с физическими ограничениями, роль специальной и муниципальных библиотек в системе социокультурной реабилитации данной аудитории граждан, значимость современных ИКТ в социальной реабилитации и др., а также советуем организовать при поддержке специалистов СКБСС открытую площадку, наглядно демонстрирующую специальные издания для людей, испытывающих трудности чтения плоскопечатной литературы, тифлотехнические средства реабилитации, устройства чтения документов, мастер-класс по изучению системы письма и чтения по Брайлю, социально-бытовому ориентированию.

Доклад «Современная библиотечная политика по отношению к читателям-инвалидам: правовое регулирование»

Одним из главных принципов государственной культурной политики являетсятерриториальное и социальное равенство граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности. Нормативно-правовой основой реализации данного принципа в условиях библиотек являются: Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями на 28 декабря 2013 года)»т. 14), Закон «О библиотечном деле» (ред. от 02.07.2013г. с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2013г.) (ст. 8), Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках, Руководство ИФЛА по работе публичных библиотек, Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки, Модельный стандарт деятельности специальной библиотеки для слепых, Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодёжи, Концепция библиотечного обслуживания детей в России (Проект).

Согласно вышеперечисленным документам возникла настоятельная потребность в реорганизации библиотечного обслуживания инвалидов путем активного участия в этом гуманном деле общедоступных библиотек. В соответствии с ФЗ «О библиотечном деле» «государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения» (ст. 14). К ним также относятся и инвалиды, т. е. люди, существенно ограниченные в связях и взаимодействии с обществом. Нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата мешают многим из них пользоваться массовыми библиотеками наравне с другими гражданами. Закон предусматривает право слепых и слабовидящих на «библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных и других общедоступных библиотеках» (ст. 8.2). Что же касается пользователей, «которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков», то они могут «получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ» (ст. 8.3). Немаловажным изменением в ст. 15 данного закона станет дополнение пункта 2 подпунктом 3, который «обязывает органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обеспечить «условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации, муниципальных библиотек». Включение данных положений в Закон, определяющий основные принципы, стратегию библиотечной политики, побуждает по-новому взглянуть на место массовой библиотеки в системе обслуживания граждан с физическими ограничениями.

Доклад «Специальные и муниципальные библиотеки в системе социокультурной реабилитации инвалидов: теоретические аспекты и вопросы методологии»

Обеспечить равный для всех доступ к книжным богатствам – основная цель любой библиотеки. Однако большинство инвалидов, в том числе и по зрению, не имеет полноценных возможностей доступа к библиотечным и информационным ресурсам.

Статистические исследования показывают, что не более 3-5% постоянно
издаваемых документов доступны людям, не способным читать
плоскопечатные тексты. Закономерен вопрос: возможно ли полностью удовлетворить информационные потребности лиц с физическими ограничениями только в системе специальных библиотек? Изучая и анализируя историю библиотечного обслуживания слепых и
слабовидящих читателей, можно прийти к выводу, что предоставить равные
информационные права инвалидам силами только одной сети специальных
библиотек страны не удастся. Поэтому в основу моделирования
библиотечного обслуживания инвалидов в РФ была положена идея сочетания
интегрированного и специализированного библиотечного обслуживания.

В чем видятся позитивные стороны интегрированного обслуживания? Далеко не все люди с различной формой ограничения здоровья могут получить специализированное обслуживание по месту
жительства.
При интегрированном обслуживании происходит объединение возможностей специальной и муниципальных библиотек, что способствует реализации права человека с инвалидностью на выбор библиотеки. Библиотечные работники специальных библиотек – это партнеры, которые стремятся обучить методике работы с незрячим читателем, предоставить свои информационные ресурсы, свои методики работы с людьми, имеющими и другие физические ограничения. Участие библиотек разных типов и видов в гуманном деле обслуживания читателей-инвалидов является вкладом в их социальную реабилитацию и интеграцию в обществе.

Консультация «Моделирование деятельности библиотеки при организации интегрированного обслуживания»

Существует несколько подходов к пониманию инвалидности с разных точек зрения: медицинской,экономической, социальной, культурной. Каждая из этих моделей важна для обеспечения жизнедеятельности лиц с ограничениями по здоровью, но если медицинская и экономическая модели стабильно развивались многие годы, то социальная и культурная получили поддержку государства и общества в последние годы, и наиболее близки институту библиотек. Социальный подход обосновывает наличие инвалидности существующими «барьерами» или элементами социального устройства, которые не учитывают возможностей людей, имеющих дефекты. К барьерам относятся: предрассудки и стереотипы в отношении инвалидов; отсутствие доступа к информации, социальной, инженерной, транспортной инфраструктуре и др.

Культурная модель подхода к пониманию инвалидности предлагает посмотреть на проблему глазами самих инвалидов – причины их трудностей, в первую очередь, социальные, и они связаны с уровнем культуры общества, т.е. отличия в физических или интеллектуальных возможностях становятся «инвалидностью», если их делают таковыми культурные условия.

Модель деятельности библиотеки, организующей системную работу с гражданами, имеющими физические ограничения, уместно обозначить как социокультурную. В ее основе – обеспечение беспрепятственного доступа к информации особой категории пользователей и включение их в культурную жизнь общества, что требует устранения барьеров различного характера (физических, информационных, психологических и др.) в:

- организации доступа к библиотеке с помощью специальных архитектурных решений и технических устройств (пандусов, перил, дверей, звуковых сигналов в зоне доступности и т.п.);

- создании внутреннего комфортного пространства библиотеки, предполагающего свободный доступ к фондам, самостоятельную работу с СБА, получение человеком с проблемами зрения информации в доступных ему форматах и т.д.;

- расширении возможностей фонда муниципальной библиотеки за счет ресурсов специальной библиотеки для слепых;

- повышении квалификации библиотечных кадров в области работы с данной аудиторией;

- организации специальных библиотечных услуг (надомное обслуживание, организация автоматизированных рабочих мест для лиц с физическими ограничениями и др.).

Непосредственное библиотечное обслуживание граждан с физическими ограничениями заключается в системной работе по следующим направлениям:

- справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей с различной категорий инвалидности;

- оказание библиотечно-информационных услуг на дому;

- использование при обслуживании инвалидов современных технических средств, компенсирующих дефекты и расширяющих возможности приобщения к культурной и общественной жизни.

- библиотечно-информационное обслуживание детей с физическими ограничениями жизнедеятельности, поддержка их учебного и образовательного процесса;

- информационно-просветительская работа с родителями детей, имеющих стойкие нарушения здоровья;

- информационное обеспечение специалистов, работающих с незащищенными слоями населения;

- установление тесной связи с организациями, ведущими работу по социальной реабилитации и интеграции инвалидов.

Консультация «Библиотеки и социальное партнёрство в интересах граждан с физическими ограничениями»

Современная библиотека – это адаптивная многофункциональная, открытая культурно-цивилизационная институция. Она является основным каналом, через который все большее число различных слоев населения включается в процесс сотрудничества, консолидирует общественность по социально значимым проблемам, что является важным фактором в развитии партнерства и становления гражданского общества.

Библиотека как активный участник формирования системы социальной реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья имеет широкий круг потенциальных партнеров, заинтересованных в решении проблем фокусной группы, – учреждения социальной защиты населения, специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения,реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, дома-интернаты для пожилых людей и др. Огромную роль в жизни лиц с ограниченными возможностями играют общественные организации инвалидов (ВОИ, ВОС, ВОГ и др.), призванные осуществлять защиту прав и законных интересов данной категории населения, обеспечивать им равные с другими гражданами возможности и решать задачи их общественной интеграции. Формы сотрудничества различны – обмен информацией, проведение совместных мероприятий,реализация партнерских социальных проектов по реабилитации инвалидов и др.

Перспективной формой сотрудничества в условиях создания комфортной и доступной среды для лиц с ограничениями жизнедеятельности является взаимодействие библиотеки с различными учреждениями культуры (музеями, театрами и т.д.), образования, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, туризма и др. с целью просвещения специалистов данных организаций о культуре общения с «особой» группой граждан, информирования об изменениях в законодательстве по социальной защите населения и др.

На заметку! В рамках темы данной консультации уместно продемонстрировать практический опыт работы взаимовыгодного сотрудничества в области социальной реабилитации людей с инвалидностью некоторых библиотек муниципальных образований Ставропольского края (Андроповского, Георгиевского, Кочубеевского районов, гг. Кисловодска, Пятигорска).

Деловая игра «Этические принципы взаимодействия с «особой» категорией граждан»

Большинство людей с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с непреодолимыми физическими и системными барьерами и часто – с барьерами восприятия и отношения. Многие специалисты (в том числе и библиотекари), работающие с фокусной группой, до сих пор не имеют представления о том, как это делать корректно и эффективно. Более того, общество в большинстве своем по-прежнему не готово воспринимать человека с ограниченными возможностями здоровья непредвзято.

Продемонстрировать участникам семинара наиболее часто встречающиеся трудности во взаимоотношениях с людьми, имеющими физические ограничения, поможет деловая игра. Предлагаем обсудить проблемные ситуации, возникающие при встрече с человеком с инвалидностью на улице, в транспорте, магазине; корректность употребления выражений по отношению к данной группе лиц; ошибки, которые допускают СМИ, изображая человека с какой-либо формой ограничения и др. Уместно использовать социальные видеоролики, отрывки из статей периодической печати и др.

Открытая тематическая площадка «Равные возможности и современные средства коммуникации в работе с инвалидами по зрению»

С целью содействия обогащению библиотечной практики интегрированного обслуживания населения и привлечения внимания общественности к проблемам адаптации инвалидов в социуме целесообразно открыть семинар тематической интерактивной площадкой. Данная форма работы неоднократно использовалась СКБСС на различных площадках (ЦГБ г. Пятигорска, центральных библиотеках Грачевского, Степновского районов, научной библиотеке Северо-Кавказского федерального университета и др.) и имеет положительные отзывы со стороны ее участников. Основным содержанием площадки является демонстрация передвижных выставок литературы специальных форматов для незрячих и слабовидящих, адаптированных технических средств, экспозиций Музея движения незрячих Ставрополья, проведение мастер-классов по системе рельефно-точечного шрифта, урока бытового ориентирования в пространстве с белой тростью и завязанными глазами.

В подготовке и проведении семинара вам поможет следующая литература:

  1. Арнгольд, Н. А. Компьютерные тифлотехнологии как один из факторов формирования информационной грамотности пользователей с нарушением зрения [Электронный ресурс] / Н. А. Арнгольд // Сайт «Омская областная библиотека для слепых». – Режим доступа: http://ombs.ru/
  2. Ветошкина, Т. В. Стратегия развития информационной культуры незрячего пользователя в специальной библиотеке [Текст] / Т. В. // Информационный бюллетень РБА. – 2011. – № 59. – С. 98–100.
  3. Гандилян, М. «Дорогою добра» по проекту Фонда поддержки социальных инициатив «Содействие» [Текст] / М. Гандилян //Библиотека. – 2012. – № 8. – С. 4–8.
  4. Деятельность библиотек по адаптации социально незащищённых групп населения [Текст] : метод. рек. / Тамб. обл. универсал. науч. б-ка им. А. С. Пушкина ; [сост. Н. В. Аверьянова]. – Тамбов, 2012. – 31 с.
  5. Дик, Г. Простые советы для приятного общения с незрячими людьми [Текст] / Герман ван Дик; [пер. с эсперанто З. И. Никифоровой]. – Новосибирск: Новосиб. обл. спец. б-ка для незрячих и слабовидящих, 2012. – 21 с.
  6. Доступная среда для инвалидов [Электронный ресурс] : сб. / РО ОООИ РСИ ВАНС «Надежда» ; [сост. : О. Г. Мельникова, Е. В. Рыбников]. – Волгоград, 2014. – Режим доступа: http://www.infoipi.ru/sreda/sreda_2_index.htm.
  7. Елфимова, Т. Н. Новые технологии и информационные ресурсы в специальных библиотеках для слепых России с позиций инновационного развития [Текст] // Информационный бюллетень РБА. – 2012. – № 64. – С. 148–150.
  8. Захарова, Е. В. Интегрированное библиотечное обслуживание инвалидов в регионах Российской Федерации [Текст] / Е. В. Захарова ; Рос. гос. б-ка для слепых. – М., 2009. – 35 с.
  9. Захарова, Е. В. Право на доступное чтение [Текст] / Е. В. Захарова, Г. С. Елфимова // Информационный бюллетень РБА. – 2012. – № 65. – С. 127–130.
  10. Новикова, О. И. Интеграция информационно-библиотечных технологий в обслуживании особых групп читателей [Электронный ресурс] / О. И. Новикова // Сайт «Образовательный портал Костромской области». – Режим доступа:http://www.koipkro.kostroma.ru.
  11. Организация безбарьерной библиотечной среды для инвалидов-пользователей [Текст] : сб. метод. материалов / Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка ; [сост. В. А. Гайдай]. – Мурманск : Премиарт, 2011. – 100 с.
  12. Попова, М. Л. «Особые» дети в «не особой» библиотеке: социализация через чтение и игру с тактильной книгой [Текст] / М. Л. Попова // Спец. биб-ка как комплексная модель социокультурной реабилитации инвалидов : матер. Всерос. Конфер. / Свердлов. обл. спец. б-ка для слепых [сост. В. В. Арсентьева]. – Екатеринбург, 2013. – 131 с.
  13. Проблемы и опыт интегрированного библиотечного обслуживания инвалидов [Текст] : материалы Второго Всероссийского семинара 24-26 ноября 2010 г. / Владимирская обл. спец. б-ка для слепых ; [сост. Н. Ю. Мартынова]. – Владимир, 2010. – 196 с.
  14. Рябухина, В. М. Особенности библиотечного обслуживания людей с ограничениями в жизнедеятельности [Электронный ресурс] / В. М. Рябухина // Сайт «Омская областная библиотека для слепых». – Режим доступа: http://ombs.ru/
  15. Сватковская, Т. Мир на кончиках пальцев. Тактильные книги в системе информационного обеспечения незрячих [Текст] / Т. Сватковская // Библиотека. – 2011. – № 1. – С. 44–45.
  16. Современные тифлоинформационные технологии в реабилитации незрячих и слабовидящих [Электронный ресурс] / РО ОООИ РСИ ВАНС «Надежда» ; [сост. : А. В. Николаенко, Е. В. Рыбников] – Волгоград, 2013. – Режим доступа: http://www.infoipi.ru/sreda/sreda_2_index.htm.
  17. Социальное партнерство как фактор повышения качества библиотечных услуг для инвалидов [Текст] : сб. ст. по материалам заседания Секции б-к, обслуживающих инвалидов (XVI Ежегод. конф. РБА, Тюмень, 22-26 мая 2011 г.) / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост.: Т. В. Зенова, С. М. Максименко]. – М. : РГБС, 2011. – 212 с.
  18. Специальная библиотека как комплексная модель социокультуной реабилитации инвалидов [Текст] : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / М-во культ. Свердл. обл. ; Свердл. обл. спец. б-ка для слепых ; [сост. В. В. Арсентьева]. – Екатеринбург, 2013. – 131 с.
  19. Чеботарева, Н. А. Библиотека без границ [Текст] / Н. А. Чеботарева //Ваша библиотека. – 2011. – № 20. – С. 16–19.
  20. Чеботарева, Н. IT-технологии для всех! [Текст] / Н. Чеботарева // Библиотека. – 2012. – № 8. – С. 55–56.
  21. Этические принципы общения с человеком, имеющим инвалидность [Текст] : методич. консультация / М-во культуры Ставроп. края, Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского, инновац.-метод. отд. ; [сост. Е. С. Захарова, Е. В. Лиханос]. – Ставрополь, 2014. – с. – (Основы работы с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья ; вып. 2).