Обучение слепых и слабовидящих детей
2012 год
Бабина, Е. Развитие пространственных представлений в системе логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е. Бабина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 10. – С. 101–108. Методические приёмы и игры, способствующие формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями зрения, представленные в статье, автор рекомендует использовать на практике. Фонд СГПИ |
Баряева, Л. Б. Предметные и ролевые игры в процессе речевого развития детей как основа обучения их общению [Текст] / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 168–178. Представлены виды и формы логопедических занятий по формированию коммуникативных способностей детей с первым уровнем речевого развития с использованием предметных и ролевых игр. |
Боброва, Л. В. Цикл мероприятий по патриотическому воспитанию школьников «Судьба и Родина – едины!» [Текст] / Л. В. Боброва // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 3. – С. 52–56. В статье представлена система воспитательной работы, проводимой со школьниками, имеющими нарушения зрения, в рамках цикла мероприятий по их патриотическому воспитанию. |
Бруштейн, И. Борьба со мглой на станции Мга. Когда социальное сиротство сочетается со слепотой… [Текст] / И. Бруштейн // Дефектология. – 2012. – № 1. – С. 55–68. Этот материал рассказывает о специальной (коррекционной) школе-интернате III–IV вида для слепых и слабовидящих детей, которая находится в посёлке Мга и является единственным подобным учреждением в Ленинградской области. |
Валявко, С. М. Изучение возможностей диагностики состояния зрения и его коррекции у дошкольников [Текст] / С. М. Валявко, А. С. Лысенкова // Специальное образование. – 2012. – № 4. – С. 15–20. Автором представлены результаты изучения общей и специальной мотивации старших дошкольников с нарушениями зрения, приводится пример их адаптации по существующей в тифлопедагогике диагностической методике. |
Гениралова, Е. Л. Охрана зрения детей – забота школы [Текст] / Е. Л. Гениралова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 7. – С. 44–47. Охрана зрения детей – особая забота школьных педагогов. Своим опытом делятся учителя МБОУ «СОШ № 57» г. Курска. |
Денискина, В. З. О формировании правильного отношения к дефекту [Текст] / В. З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 1. – С. 55–61. В статье обсуждается проблема переживания детей с глубоким нарушением зрения их физического недостатка и суть правильного отношения родителей к своим детям-инвалидам по зрению; даются рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи в преодолении чувства неполноценности. |
Денискина, В. З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения [Текст] / В. З. Денискина // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 17–24. В предлагаемой статье на основе анализа имеющихся в тифлологии исследований специфических последствий нарушения зрения сформулированы тифлопедагогические требования к условиям образования и реабилитации детей с нарушением зрения с учётом их образовательных потребностей. |
Денискина, В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями [Текст] / В. З. Денискина // Дефектология. – 2012. –№ 5. – С. 3–12. Сформулированы (представлены) требования к условиям образования и реабилитации детей с нарушениями зрения с учётом их особых образовательных потребностей. |
Дружинина, Л. А. Взаимосвязь лечебно-восстановительной работы и психолого-педагогического сопровождения дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения в условиях детского сада [Текст] / Л. А. Дружинина // Специальное образование. – 2012. – № 4. – С. 29–36. Организация коррекционно-развивающей среды для детей с разной структурой зрительного дефекта строится на основе единых принципов коррекционно-развивающей среды. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями зрения в сочетании с лечебно-восстановительной работой способствует эффективности включения ребёнка в образовательный процесс. |
Любимов, А. А. Ретроспективный анализ содержания обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению [Текст] / А. А. Любимов // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 37–44. В статье дан ретроспективный анализ содержания обучения пространственной ориентировке инвалидов по зрению. Показано влияние определения этого понятия на содержание коррекционного курса «Пространственная ориентировка». Раскрывается эволюция выделения пространственной ориентировки в самостоятельное направление в рамках тифлопедагогики. |
Панкратенко, Г. Особенности обучения плаванию детей с патологией зрения [Текст] / Г. Панкратенко, Г. Махонькова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – С. 12–15. Плавание входит в систему адаптивного физического воспитания. Автор статьи раскрывает особенности начального обучения детей с проблемами зрения. Фонд СГПИ |
Подколзина, Е. Н. Дидактические игры в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения [Текст] / Е. Н. Подколзина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 6. – С. 24–32. В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с тяжёлой патологией зрения: слабовидящими, слепыми с остаточным зрением, тотально слепыми, страдающими косоглазием и амблиопией важная роль отведена роль дидактическим играм. Обоснование этого и используемому дидактическому материалу даются в статье. |
Подугольникова, Т. А. Повышение остроты зрения при амблиопии с помощью перцептивного обучения [Текст] / Т. А. Подугольникова // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 31–37. Представлены результаты лечения амблиопии средней и слабой степени у детей дошкольного возраста с помощью интерактивной компьютерной программы «Цветок». |
Ремезова, Л. Дошкольник с нарушением зрения: реализация модели коррекционной направленности конструктивной деятельности в условиях специально созданного кабинета конструирования [Текст] / Л. Ремезова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11. – С. 99–107. Представлена модель кабинета конструирования как эффективного средства решения задач реабилитации дошкольников, имеющих нарушения зрения и их социальной адаптации. Особое внимание уделяется построению системы коррекционно-развивающей работы средствами конструирования. Фонд СГПИ |
Фомина, Л. А. О страхах незрячих детей : из бесед с мамой [Текст] / Л. А. Фомина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 8. – С. 47–52. В статье описана специфика страхов у детей с нарушениями зрения. В своих рекомендациях наиболее важное значение автор придаёт своевременному приучению к самостоятельности и стимуляции исследовательского поведения слепых детей с раннего возраста. |
Яковлев, М. Ю. Развитие личности ученика средствами творческих заданий на уроках природоведения и географии [Текст] / М. Ю. Яковлев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 4. – С. 33–38. Автор делится опытом применения на уроках ОБЖ, географии и природоведения личностно ориентированного подхода к обучению, о его преимуществах и условиях использования. Подробно излагает принципы этого подхода, приводит примеры использования творческих заданий на уроках. |