Обучение слепых и слабовидящих детей
2011 год
Бабина, Е. С. Организация, содержание и результаты логопедической работы по формированию лексики у дошкольников в условиях зрительной депривации [Текст] / Е. С. Бабина, Н. М. Трубникова // Специальное образование. – 2011. – № 3. – С. 15–24. Статья иллюстрирует приёмы организации и содержание логопедической работы по формированию лексики у дошкольников, имеющих нарушения зрения. |
Багдуева, К. Г. Причины неуспеваемости детей с нарушениями зрения [Текст] / К. Г. Багдуева // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 38–40. Выявлены возможные причины неуспеваемости детей с нарушениями зрения. Описаны условия и методы обучения и воспитания, позитивно влияющие на успеваемость школьников и формирование у них познавательных процессов. |
Гаджиева, Д. П. Психологическая характеристика гендерного поведения детей с нарушениями зрения [Текст] / Д. П. Гаджиева // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 44–50. В статье проанализировано исследование влияния гендерных различий детей с нарушениями зрения на процесс их социализации, проведённое в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. |
Гасанова, З. З. Субъективный анализ отдалённых результатов консультативной работы с семьёй, имеющей ребёнка с нарушенным зрением [Текст] / З. З. Гасанова // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 50–54. В статье проанализированы методы консультативной работы с семьями, имеющими детей с нарушениями зрения, выявлен комплекс проблем, определены пути их решения. |
Дадашева, Л. А. Роль театральной студии в художественно-сценическом воспитании слабовидящих детей [Текст] / Л. А. Дадашева // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 22–26. В статье изложен опыт работы со слабовидящими детьми в театральной студии «Маски» МЦДТ при МСОШИ IV вида г. Махачкалы и даны рекомендации по организации художественно-сценического воспитания детей специальной (коррекционной) школы-интерната. |
Забазлай, Е. Н. Формирование полного образа зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [Текст] / Е. Н. Забазлай // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 44–47. Представлен комплекс занятий по формированию зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения, коррекции и расширению зрительных представлений детей. |
Ибрагимова, Л. О. Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Л. О. Ибрагимова // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 85–88. Представлены инновационные технологии учебно-воспитательного процесса, применяемые в Избербашской школе-интернате III – IV видов. Освещён опыт школы по организации коррекционной, спортивно-оздоровительной работы. |
Исакова, Х. А. Проблемы социальной реабилитации детей с нарушениями зрения [Текст] / Х. А. Исакова // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 62–67. В статье освещены трудности социальной реабилитации незрячих детей, проживающих на территории республики Дагестан, определены наиболее важные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты, работающие с данной категорией населения. |
Ихлазов, Г. И. Профессиональная подготовка инвалидов по зрению как фактор формирования личности [Текст] / Г. И. Ихлазов // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 115–120. Изложены условия и факторы, влияющие на получение инвалидами по зрению качественного образования и определяющие успешность их профессиональной деятельности. |
Кацап, О. Ю. Реализация страноведческого компонента в обучении незрячих младших школьников английскому языку [Текст] / О. Ю. Кацап // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 2. – С. 28–31. Статья посвящена особенностям работы со страноведческим материалом на уроках английского языка в начальных классах школы слепых. Рассматриваются вопросы содержания страноведческого компонента, его значение для развития личности незрячего младшего школьника, некоторые из используемых наглядных средств и приёмов работы. |
Магомедова, А. Н. Психологическая реабилитация слепых на различных возрастных этапах [Текст] / А. Н. Магомедова // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 72–77. Представлены различные методы и средства психологического и медицинского воздействия, использующиеся для коррекции психического состояния инвалида по зрению, регулирования его поведения, уровня работоспособности и активности. |
Магомедова, Р. М. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения [Текст] / Р. М. Магомедова // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 22–26. Представлена система коррекционной работы логопеда с детьми с нарушениями зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. |
Назиргаджиев, Х. Н. Роль современных компьютерных технологий в процессе образования лиц с нарушением зрения [Текст] / Х. Н. Назиргаджиев // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 78–80. Об использовании современных компьютерных технологий для успешной организации обучения лиц с нарушениями зрения. |
Нуциева, М. С. Конфликты детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / М. С. Нуциева // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 13–17. В статье описаны причины межличностных конфликтов старших дошкольников с нарушениями зрения и пути их преодоления посредством игровой деятельности. |
Особова, Т. 3. Профилактика близорукости [Текст] : рекомендации для учителей специальных и общеобразовательных школ [Текст] / Т. 3. Особова, С. Г. Генкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 8. – С. 12–20. В статье, адресованной широкому кругу педагогов, описываются причины и механизмы возникновения близорукости, а также комплексные меры её профилактики. Подробно обсуждается содержание лечебных и профилактических мероприятий, оптимальный режим зрительной нагрузки школьников, приводятся специальные упражнения. |
Полякова, Н. П. Развитие речи на уроках русского языка в школах III–IV вида [Текст] / Н. П. Полякова, К. П. Гаврилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 6. – С. 25–31. В статье рассматриваются особенности развития речи детей с нарушениями зрения на уроках русского языка в школах III–IV вида. Обсуждаются различные словесные и наглядные методы обучения, приводятся задания и упражнения с опорой на сохранную чувствительность, направленные на развитие устной и письменной речи. |
Рябов, П. В. Компьютерная грамотность как дополнительный стимул получения среднего и высшего профессионального образования детьми с нарушениями зрения [Текст] / П. В. Рябов // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 135–139. Статья посвящена обучению компьютерной грамотности слепых и слабовидящих учащихся в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната № 18 г. Кисловодска. |
Самадова, Е. И. Социально-психологическая адаптация детей с нарушениями зрения [Текст] / Е. И. Самадова // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 80–84. Описан процесс реабилитационной работы по социально-психологической адаптации слепых в условиях специальных учреждений (школ, восстановительных центров, реабилитационных кабинетов). Представлены этапы социально-психологической реабилитации детей с нарушениями зрения. |
Сеидова, З. М. Игровая и изобразительная деятельность на занятиях по социально-бытовой ориентации [Текст] / З. М. Сеидова, Х. М. Талибова // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 88–98. Описана методика коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната III–IV видов. |
Соколов, В. В. Программа для старшей школы по курсу «Информатика и информационные технологии» для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III и IV видов [Текст] / В. В. Соколов // Дефектология. – 2011. – № 2. – С. 82–90. Предлагаемая программа предназначена для использования в школах для детей с нарушениями зрения. Программа учитывает особенности работы незрячего пользователя на персональном компьютере и содержит разделы, посвящённые технологии невизуального доступа к информации на экране компьютера, приёмам доступа к плоскопечатной информации, а также работе с некоторыми тифлотехническими устройствами. Программа рекомендуется к использованию в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах III–IV видов. |
Соловьёва, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями зрения на этапе получения профессионального образования [Текст] / С. В. Соловьёва // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 145–150. Рассмотрен опыт организации и содержания системы психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями зрения на этапе получения профессионального образования. |
Солодянкина, С. Весёлая неделька [Текст] / С. Солодянкина, Л. Шмелёва // Здоровье дошкольника 2008–2011 : сб. статей. – М. : ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2012. – С. 41–43. Представлен комплекс коррегирующей гимнастики для глаз, применяемый в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида с детьми с нарушениями зрения. Фонд СГПИ |
Трофимова, В. И. Логопедическое сопровождение детей с выраженными нарушениями зрения в условиях реабилитационного центра [Текст] / В. И. Трофимова, П. И. Дунехина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. – № 6. – С. 45–51. В статье даны систематизированные методические указания по коррекции звуковой стороны речи у детей с выраженными нарушениями зрения, позволяющие сократить сроки коррекции звукопроизношения и повысить мотивацию незрячих детей к логопедическим занятиям. |
Шипова, А. В. Развитие творческих возможностей школьников с нарушением зрения в Международном интеграционном лагере «Наш дом» [Текст] / А. В. Шипова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2011. – № 2–3. – С. 56–59. Представлен опыт коррекционно-воспитательной работы Международного интеграционного лагеря «Наш дом». Показана деятельность лагеря, направленная на раскрытие творческих возможностей школьников с нарушением зрения, формирование коммуникативных навыков, а также на формирование у зрячих детей положительного отношения к незрячим и слабовидящим детям. |
Шихамирова, Б. А. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения [Текст] / Б. А. Шихамирова, Д. З. Магомедов // Развитие науки и практики непрерывного образования лиц с нарушенным зрением : материалы Международной научно-практической конференции. – М., 2011. – С. 26–31. В статье даны рекомендации по организации работы по развитию зрительного восприятия, проведению дидактических игр и упражнений для активизации зрения детей с различными зрительными нарушениями. |